Священник Георгий Кочетков: Пост Владимира Яковлева «Меня назвали в честь деда» – это крик души, хотя и несколько депрессивный, заунывный, но честный, открытый и, действительно тяжело раненный и предупреждающий других людей об опасности. Действительно, человек почувствовал, что всё пропитано духом грабежей, убийств, насилия и предательства, пропитан кровью. Это открытие, которое он сделал когда-то для себя, перевернуло его жизнь. Очевидно, он стал смотреть новыми глазами на всё, что происходит в нашей стране. Он увидел какие-то тайны, о которых до сих пор в нашей стране не принято говорить. Он говорит, что мы все, выросшие в России, внуки или жертв, или палачей, или хранители тайн об этом. Я думаю, что это, всё-таки, правильно, хотя пусть это даже некоторое упрощение. Но ведь были и другие люди в стране, ведь пусть почти и невидимкой, но в нашем народе жила и живёт Церковь Христова.
Да, нужно считать не только погибших, но и выживших, и этот призыв Владимира Яковлева, по-моему, очень важен. Он замечательно пишет, фактически, о русском холокосте, о русской катастрофе и естественном следствии этого – современной антропологической катастрофе в нашей стране. Жалко, что он не называет это своими именеми. Но, по сути дела, Яковлев говорит именно об этом и он, конечно же, прав. Конечно, величайший геноцид русского народа имеет свои тотальные последствия!
Он прав, что «нет ни одной семьи, которая так или иначе не несла бы на себе тяжелейших последствий беспрецедентных по своим масштабам зверств, продолжавшийся в стране в течение столетия». Как не услышать этого! Удивительно, что есть люди, которые глухи к таким вещам. Призыв Яковлева задуматься над всем этим просто замечателен! Он пытается вывести все страхи и отчуждение, недоверие, неверие в конце концов, из этой катастрофы, из русского холокоста и русского геноцида. Он говорит о той лжи, которой пропитано сознание наших современников в нашей стране, потому что в школе им никакой правды о нашей стране не говорили.
Он прямо выступает против позиции «не тревожиться», «защититься от прошлого», «не копаться», «не докапываться», «не знать». И правильно говорит, что это намного хуже, что это не выход. Потому что ничто никуда не уходит. И здесь, действительно, нужно говорить о покаянии. Даже о некотором Акте Национального Покаяния! Нужно к этому призывать и к этому идти. Более того, это надо осуществлять каждый раз, когда наша совесть оживает, когда мы видим в своих корнях или последствия советской лжи и насилия, кровавых зверств, или когда мы видим страшные последствия умерщвления жертв.
Да, конечно, каяться должны все. Именно это замечательно показано: на всех лежит эта печать, печать ужаса, печать смерти. И без покаяния нельзя, даже если ты сам не был ни жертвой, ни палачом. Кем бы ты ни был в нашей стране, ты должен прийти к этому покаянию, ты должен увидеть, что вся земля пропитана кровью, что всем нужно каяться и очищать эту землю, прежде всего, духовно.
И, конечно, нельзя противопоставлять покаяние перед Богом покаянию перед людьми! Да, недостаточно покаяния перед людьми, здесь Вигилянский прав, но, оно имеет огромное значение и ведёт отнюдь не только к депрессиям и смертоносной тоске. Ведь обратившись с покаянием к людям, нельзя, по сути дела, не прийти к Богу. Потому что покаяние действительно требует некоторой точки отсчёта: где этот источник правды, справедливости, милости, чистоты, жизни, любви, свободы? Где он? Он, конечно, в Боге. И он через Христа открыт нам.
И поэтому никак нельзя сказать, что вот давайте каяться сами по себе где-то тайно только за свои грехи и больше ни за кого; давайте каяться только перед Богом, но не перед людьми. Не каяться перед людьми – значит не сочувствовать им, значит не любить ближнего, не любить человека, не верить в него. Но человек, который не верит в человека и не любит ближнего, не исполняет и заповеди о любви к Богу, то есть он, по сути дела, и не христианин.
Как со всем этим жить? Это вопрос принципиальный, это вопрос центральный. И сейчас, за год до столетней годовщины событий 1917 года, его надо ставить открыто, напрямую перед всеми: и перед собой, и перед остальными нашими соотечественниками, и по сути дела, перед всем миром.
.
Владимир Яковлев: Меня назвали в честь деда…
.
Мой дед, Владимир Яковлев, был убийца, кровавый палач, чекист. Среди многих его жертв были и его собственные родители.
Своего отца дед расстрелял за спекуляцию. Его мать, моя прабабушка, узнав об этом, повесилась.
Мои самые счастливые детские воспоминания связаны со старой, просторной квартирой на Новокузецкой, которой в нашей семье очень гордились. Эта квартира, как я узнал позже, была не куплена и не построена, а реквизирована – то есть силой отобрана – у богатой замоскворецкой купеческой семьи.
Я помню старый резной буфет, в который я лазал за вареньем. И большой уютный диван, на котором мы с бабушкой по вечерам, укутавшись пледом, читали сказки. И два огромных кожанных кресла, которыми, по семейной традиции, пользовались только для самых важных разговоров.
Как я узнал позже, моя бабушка, которую я очень любил, большую часть жизни успешно проработала профессиональным агентом-провокатором. Урожденная дворянка, она пользовалась своим происхождением, чтобы налаживать связи и провоцировать знакомых на откровенность. По результатам бесед писала служебные донесения.
Диван, на котором я слушал сказки, и кресла, и буфет, и всю остальную мебель в квартире дед с бабушкой не покупали. Они просто выбрали их для себя на специальном складе, куда доставлялось имущество из квартир растрелянных москвичей.
С этого склада чекисты бесплатно обставляли свои квартиры.
Под тонкой пленкой неведения, мои счастливые детские воспоминания пропитаны духом грабежей, убийств, насилия и предательства. Пропитаны кровью.
Да что я один такой?
Мы все, выросшие в России – внуки жерт и палачей. Все абсолютно, все без исключения. В вашей семье не было жерт? Значит были палачи. Не было палачей? Значит были жертвы. Не было ни жерт, ни палачей? Значит есть тайны.
Даже не сомневайтесь!
Мне кажется, мы сильно недооцениваем влияние трагедий российского прошлого на психику сегодняшних поколений. Нашу с вами психику.По сей день, прощаясь, мы говорим друг другу – “До свидания!”, не сознавая, что “свидание” вообще-то слово тюремное. В обычной жизни бывают встречи, свидания бывают в тюрьме.
По сей день мы легко пишем в смсках: “Я напишу, когда освобожусь!”
Когда ОСВОБОЖУСЬ…
Оценивая масштаб трагедий российского прошлого мы обычно считаем погибших. Но ведь для того, чтобы оценить масштаб влияния этих трагедий на психику будущих поколений, считать нужно не погибших, а – выживших.
Погибшие – погибли. Выжившие – стали нашими родителями и родителями наших родителей.
Выжившие – это овдовевшие, осиротевшие, потерявшие любимых, сосланные, раскулаченные, изгнанные из страны, убивавшие ради собственного спасения, ради идеи или ради побед, преданные и предавшие, разоренные, продавшие совесть, превращенных в палачей, пытанные и пытавшие, изнасилованные, изувеченные, ограбленные, вынужденные доносить, спившиеся от беспросветного горя, чувства вины или потерянной веры, униженные, прошедшие смертный голод, плен, оккупацию, лагеря.
Погибших – десятки миллионов. Выживших – сотни миллионов. Сотни миллионов тех, кто передал свой страх, свою боль, свое ощущение постоянной угрозы, исходящей от внешнего мира – детям, которые, в свою очередь, добавив к этой боли собственные страдания, передали этот страх нам нам.
Просто статистически сегодня в России – нет ни одной семьи, которая так или иначе не несла бы на себе тяжелейших последствий беспрецедентых по своим масштабам зверств, продолжавшийся в стране в течение столетия.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, до какой степени этот жизненый опыт трех подряд поколений ваших ПРЯМЫХ предков влияет на ваше личное, сегодняшнее восприятие мира? Вашу жену? Ваших детей?
Если нет, то задумайтесь.
Мне потребовались годы, на то, чтобы понять историю моей семьи. Но зато теперь я лучше знаю, откуда взялся мой извечный беспричинный страх? Или преувеличенная скрытность. Или абсолютная неспособность доверять и создавать близкие отношения.
Или постоянное чувство вины, которое преследует меня с детства, столько, сколько помню себя.
В школе нам рассказывали о зверствах немецких фашистов. В институте – о бесчинствах китайских хунвейбинов или камбоджийских красных кхмеров.
Нам только забыли сказать, что зоной самого страшного в истории человечества, беспрецедентного по масштабам и продолжительности геноцидана была не Германия, не Китай и не Комбоджа, а наша собственная страна.
И пережили этот ужас самого страшного в истории человечества геноцида не далекие китайцы или корейцы, а три подряд поколения ЛИЧНО ВАШЕЙ семьи.
Нам часто кажется, что лучший способ защититься от прошлого, это не тревожить его, не копаться в истории семьи, не докапываться до ужасов, случившихся с нашими родными.
Нам кажется, что лучше не знать. На самом деле – хуже. Намного.
То, чего мы не знаем, продолжает влиять на нас, через детские воспоминания, через взаимоотношения с родителями. Просто, не зная, мы этого влияния не осознаем и поэтому бессильны ему противостоять.
Самое страшное последствие наследственной травмы – это неспособность ее осознать. И, как следствие – неспособность осознать то, до какой степени эта травма искажает наше сегодняшнее восприятие действительности.
Неважно, что именно для каждого из нас сегодня является олицетворением этого страха, кого именно каждый из нас сегодня видит в качестве угрозы – Америку, Кремль, Украину, гомосексуалистов или турков, “развратную” Европу, пятую колонну или просто начальника на работе или полицейского у входа в метро.
Важно – осознаем ли мы, до какой степени наши сегодняшние личные страхи, личное ощущение внешней угрозы – в реальности являются лишь призраками прошлого, существование которого мы так боимся признать?
… В 19-ом, в разруху и голод, мой дед-убийца умирал от чахотки. Спас его от смерти Феликс Дзержинский, который приволок откуда-то, скорее всего с очередного “специального” склада, ящик французских сардин в масле. Дед питался ими месяц и, только благодаря этому, остался жив.
Означает ли это, что я своей жизнью обязан Дзержинскому?
И, если да, то как с этим жить?
НА ФОТО: Служебное чекистское удостостоверение моего деда, которое сохранилось до сих пор. Внимательно прочитайте его текст. Он, по-моему, показательнее всего, что написано в этом посте.
Шест години по-късно на български се появи превод на поста на Вл. Яковлев от Манол Пейков на сайта otgrada.bg. Вижте го по-долу:
“Кръстен съм на дядо си.
Дядо ми Владимир Яковлев е бил убиец, кървав палач, чекист. Сред многото му жертви са и собствените му родители.
Разстрелял баща си за спекулантство. Когато разбрала това, майка му, моята баба, се обесила.
Най-щастливите ми детски спомени са свързани със стар просторен апартамент на улица Новокузнецкая, с който нашето семейство много се гордееше. Както разбрах по-късно, този апартамент не е бил купен, нито построен, а реквизиран – тоест взет насила – от богато московско търговско семейство.
Помня стария резбован шкаф, в който се навирах, за да търся храна. И големия удобен диван, на който баба ми вечер ми четеше приказки. И двете огромни кожени кресла, които, по семейна традиция, се ползваха само за особено важни разговори.
Както научих по-късно, моята баба, която много обичах, през по-голямата част от живота си е работила успешно като агент-провокатор. Възползвала се от дворянското си потекло, за да се сближава с различни хора и да провокира познатите си да откровенничат с нея. После описвала тези разговори в служебни донесения.
Диванът, на който са ми чели приказки, креслата, бюфетът и всички останали мебели не са купувани от дядо ми и баба ми. Те просто са си ги избрали от специален склад, където доставяли имущество от домовете на разстреляни московчани.
От този склад чекистите безплатно обзавеждали домовете си.
Под тънкия воал на неведението, моите детски спомени са пропити с духа на грабежи, убийства, насилие и предателство. Пропити са с кръв.
А аз, кой съм аз самият?
Всички ние, израсналите в Москва, сме внуци на жертви и палачи. Всички, абсолютно всички. Без изключение.
В семейството ви не е имало жертви? Значи е имало палачи.
Нямало е палачи? Значи е имало жертви.
Нямало е нито жертви, нито палачи? Значи има тайни. Дори не се и съмнявайте!
Струва ми се, че силно недооценяваме влиянието на трагедиите от руското минало върху психиката на днешните поколения. Моята и вашата психика.
Когато оценяваме мащаба на трагедията, свързана с руското минало, обикновено броим загиналите. Но за да оценим истински мащаба на влиянието на тези трагедии върху психиката на бъдните поколения, трябва да се броят не загиналите, а оцелелите.
Загиналите вече ги няма. Но оцелелите – това са нашите родители и родителите на нашите родители.
Оцелелите – това са овдовелите, осиротелите, загубилите любими хора, заточените, разкулачените, изпратените на изгнание в чужбина, онези, които са станали убийци, за да спасят самите себе си, в името на идеята или на победата, предадените и предателите, разорените, продалите съвестта си, превърналите се в палачи, измъчваните и техните мъчители, изнасилените, осакатените, ограбените, принудените да пишат доноси, пропилите се от безпросветна мъка, от чувство на вина или изгубена вяра, унижените, подложените на смъртен глад, на плен, окупация, лагери.
Загиналите са десетки милиони.
Оцелелите – стотици милиони.
Стотици милиони са хората, които са предали своя страх, своята болка, чувството, че са под постоянна заплаха, произтичаща от външния свят – предали са ги на своите деца, които на свой ред, добавяйки към тази болка своите собствени страдания, са предали страха си на нас.
Чисто статистически, в Русия днес няма нито едно семейство, което по един или друг начин да не е понесло върху себе си ужасяващите последствия на безпрецедентни по своя мащаб зверства, продължили в страната цяло столетие.
Замисляли ли сте се някога до каква степен жизнения опит на три последователни поколения от вашите п р е к и предци влияе върху вашето лично светоусещане днес? Ако не сте – замислете се.
Отне ми години да разбера историята на своето семейство. Но затова пък сега знам по-добре откъде се е взел този непрекъснат безпричинен страх. Или прекалената прикритост. Или абсолютната неспособност да споделям и да създавам близки отношения. Или постоянното чувство на вина, което ме преследва от детството – всъщност откакто мога да си спомня.
В училище ни разказваха за зверствата на германските фашисти. В университета – за безчинствата на китайските хунвейбини и камбоджанските червени хмери.
Само са забравили да ни кажат, че мястото, на което се е случил най-страшният в историята на човечеството, безпрецедентен по своите мащаби и продължителност геноцид, не е нито Германия, нито Камбоджа, нито Китай – а нашата собствена страна. И този ужас на най-страшния геноцид в човешката история са го преживели не китайците или корейците, а три поколения от в а ш е т о собствено семейство.
Все ни се струва, че е по-добре да не знаем.
Всъщност е по-зле. Много по-зле.
Това, което не знаем, продължава да ни влияе чрез детските спомени, чрез взаимоотношенията с родителите. Просто когато не знаем, ние не осъзнаваме това влияние и сме безсилни да му противостоим.
Най-страшното последствие на наследствената травма е неспособността да я осъзнаем. И като пряко следствие от това – неспособността да осъзнаем до каква степен тази травма и з к р и в я в а днешното ни възприятие за действителността.
И не е чак толкова важно кой точно олицетворява този страх за всеки от нас, кого възприемаме като заплаха – Америка, Кремъл, Украйна, хомосексуалните, турците, „развратната“ Европа, петата колона, или просто началника на работа или полицая на входа на метрото.
По-важно е дали осъзнаваме до каква степен днешните ни лични страхове и собственото ни чувство за външна заплаха всъщност са просто призракът на онова минало, което така се страхуваме да погледнем в очите.“
*Владимир Яковлев е известен руски журналист, основател и бивш собственик на едно от първите и най-авангардни издателства в Русия „КоммерсантЪ”.
Роден е на 8 март 1959 година в Москва. Днес живее в Израел и счита за свой дом Тел Авив.
Яковлев е син на легендарния руски журналист Егор Владимирович