Минфин США опубликовал перечень политиков, чиновников и олигархов, имеющих связи с Владимиром Путиным – „кремлевский доклад“ в развитие закона о санкциях, подписанного Дональдом Трампом в августе прошлого года.
В документе содержится 210 имен – это 114 высокопоставленных чиновников и руководителей госкомпаний, а также 96 олигархов.
Среди включенных в „кремлевский доклад“ бизнесменов – миллиардеры Алишер Усманов, Роман Абрамович, Олег Дерипаска, Вагит Алекперов, Сулейман Керимов и Юрий Мильнер. До сих пор они не были под санкциями, которые США и Европа вводили против России после аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на востоке Украины в 2014 году.
Также в списке есть создатель „Лаборатории Касперского“ Евгений Касперский, банкиры Герман Греф, Андрей Костин, Петр Авен и Олег Тиньков, а также совладелец „Норильского никеля“ Владимир Потанин. Недавно Авен заявил, что Альфа-банк не будет обслуживать оборонные предприятия, но это не спасло его от включения в „кремлевский доклад“.
Эти люди не будут автоматически сталкиваться с какими-либо санкционными мерами, такими как заморозка активов и отказ в американских визах, однако их включение в список может побудить банки и другие организации в США и Европе не вести с ними бизнес, пишет агентство Блумберг.
Сам список не является санкционным, никакие ограничения пока не вводятся, а наказание за сотрудничество с ними не предусмотрено, если они до сих пор не были под санкциями.
Кто еще в списке
В „кремлевском докладе“ нашлось место почти всем ключевым фигурам администрации президента (43 фамилии) и всему правительству России. Есть в списке и считающиеся друзьями Путина Аркадий и Борис Ротенберги и Геннадий Тимченко, которые уже были под санкциями. В список также вошли глава „Роснефти“ Игорь Сечин и давний соратник Путина, руководитель „Газпрома“ Алексей Миллер.
В числе кремлевских чиновников, в частности, указаны глава администрации президента Антон Вайно, его заместитель Алексей Громов (курирует прессу), пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, помощник Путина Владислав Сурков, курирующий, как считается, ситуацию в Донбассе.
Вслед за Кремлем отдельной главой идет правительство во главе с Дмитрием Медведевым. В доклад включены все восемь вице-премьеров и 22 министра. Спикеры обеих палат парламента Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, руководители СВР и ФСБ Сергей Нарышкин и Александр Бортников, начальник генштаба Валерий Герасимов также попали в „кремлевский доклад“. Как и бывший глава кремлевской администрации Сергей Иванов, мэр Москвы Сергей Собянин, генпрокурор Юрий Чайка, глава „Ростеха“ Сергей Чемезов и даже совладелец сети супермаркетов „Магнит“ Сергей Галицкий.
В „кремлевский доклад“, направленный в конгресс, вошли 96 крупных бизнесменов, имеющих состояние более 1 млрд долларов. Это миллиардеры из списка российского журнала Forbes, опубликованного в марте 2017 года. Кроме вышеперечисленных это Елена Батурина, братья-банкиры Ананьевы, Михаил Гуцериев, Владимир Лисин, Зиявудин Магомедов, Искандер Махмудов, Александр Мамут, Леонид Михельсон, Михаил Прохоров, Кирилл Шамалов, Виктор Вексельберг, Владимир Евтушенков и другие.
В приложении к докладу, которое останется засекреченным, могут войти бизнесмены с меньшим состоянием, пишет Интерфакс. Кроме того, в конгресс направлен список предприятий, имеющих долю государства более 25% и выручку более 2 млрд долларов.
Первая реакция
„Кремлевский доклад направлен на то, чтобы вызвать крайне негативное отношение к руководству России, президенту, создать трудности в преддверии выборов“, – сказал Интерфаксу замглавы комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич.
Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков также назвал доклад „прямой и очевидной попыткой приурочить какие-то действия к выборам [президента России] так, чтобы оказать на них влияние“. И добавил, что „никакого влияния не будет“.
Вице-премьер Аркадий Дворкович прокомментировал доклад более сдержанно. „Я как член правительства просто обязан был быть в этом списке, – сказал он. – Это похоже на книжку „Кто есть кто в российской политике“.
„Просто переписали кремлевский телефонный справочник“, – написал в „Фейсбуке“ глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов сказал Би-би-си, что его включение в список „абсолютно правильное“, так как он занимает пост в Кремле: „Насколько я могу судить, в списке все советники президента, естественно, и я попал“.
„Что для меня это может значить? Не знаю. Мне визу закроют? У меня ее нет. Счета арестуют? У меня их нет. Недвижимости тоже нет. Может, американские дипломаты перестанут со мной здороваться. Сейчас всегда здороваются“, – сказал Федотов.
Советник президента по вопросам развития интернета Герман Клименко в разговоре с Би-би-си пошутил: „Что касается меня, я в ужасе. А если серьезно, меня еще два года назад, когда я начал заниматься импортозамещением, предупреждали, что если ты смотришь в бездну, то и бездна посмотрит в тебя. Ожидал, что раньше „прилетит“, поэтому отношусь спокойно“.
„Вообще я в санкционном списке уже давно, честно говоря, не думаю, что что-то в моей работе кардинально изменится, буду продолжать жить и работать“, – сказал Интерфаксу помощник президента Андрей Фурсенко.
А главы трех комитетов Госдумы Андрей Макаров, Анатолий Аксаков и Вячеслав Никонов отказались от участия в „молитвенном завтраке“ в США, на который их пригласили американские конгрессмены.
Как готовился „кремлевский доклад“
2 августа 2017 года Дональд Трамп подписал закон „О противодействии противникам Америки посредством санкций“. В нем говорилось о том, что в течение 180 дней минфин США в сотрудничестве с главой национальной разведки и госсекретарем должны подготовить и внести в конгресс довольно обширный доклад о связях российского бизнеса и власти.
В следующие несколько месяцев наиболее активно в российских и зарубежных СМИ обсуждалась лишь та часть доклада, в которой должна содержаться информация о связях российских олигархов с президентом Владимиром Путиным.
Администрация должна была собрать информацию и о членах их семей, включая супругов, детей, родителей и родственников – об их активах, инвестициях и бизнес-интересах. В докладе также должна содержаться информация об активах олигархов за рубежом и перечислены случаи коррупции, связанные с олигархами.
Кроме того, американские чиновники собирались включить в доклад информацию о российских предприятиях с госучастием (в законе они называются „полугосударственными“), включая их роль в экономике, сведения о руководстве и основных акционерах и интересах таких компаний за рубежом. Под такое описание, к примеру, могут подходить Внешэкономбанк и ПАО „Газпром“.
В этих материалах должна была содержаться оценка эффекта от введения санкций в отношении олигархов (запрет на въезд в США и заморозку активов), а также российских государственных и полугосударственных компаний. Американская администрация должна была оценить, как это повлияет на сами компании и бизнесменов, а также на экономику России, США и их союзников.
Также администрация США должна была предоставить доклад с оценкой потенциального эффекта от запрета на покупку российского госдолга.
Внесение этих докладов в конгресс не означает, что санкции будут введены автоматически, но попадание в список олигархов может нести угрозу репутационного характера.
Посол США в России Джон Хантсман ранее заявлял Русской службе Би-би-си, что применение возможных антироссийских санкций будет гибким. Он отказался раскрыть детали работы над документом.
„Чтобы не хотели быть близкими к Путину“
Публично работа над санкционным списком не обсуждалась. Эксперты влиятельного вашингтонского аналитического центра Atlantic Council Андерс Ослунд, Андрей Илларионов, Андрей Пионтковский и Дэниел Фрид составили список критериев, по которым те или иные персоналии могут быть включены в „кремлевский доклад“. Дэниел Фрид – бывший координатор санкционной политики госдепартамента при президенте США Бараке Обаме.
В „кремлевском списке“, по их мнению, могут оказаться люди, которые „держат деньги“ российского президента, бизнесмены, оказывающие услуги Кремлю, партнеры олигархов из ближнего круга президента, менеджеры госпредприятий, а также „золотая молодежь“ – дети близких к российскому режиму олигархов.
„Должны быть разные стимулы, чтобы люди не хотели быть близкими к Путину“, – сказал Ослунд Русской службе Би-би-си.
Он не исключал, что в списке будет человек 40-50. В Давосе на „русской“ сессии Всемирного экономического форума глава Атлантического совета Фредерик Кемп заявил, что к работе над докладом в Вашингтоне относятся очень серьезно, и не исключил, что в список попадут от 40 до 400 человек. „Коммерсант“ со ссылкой на источники писал о том, что в докладе будет 50 человек, вместе с семьями – 300.
Стресс, ожидание и желание „не светиться“
Непублично россияне пытались узнать детали списка и предотвратить попадание в него. „Здесь (в Вашингтоне – Би-би-си) достаточно много деятельности лоббистов и адвокатов, которые представляют разных людей, которые беспокоятся„, – сказал Ослунд. – Но это те люди, которые вне опасности“.
Российский Forbes назвал состояние некоторых российских бизнесменов „чудовищным стрессом“.
В России среди крупного бизнеса „не осталось никого, кто бы не имел отношений с американскими лоббистами“, согласился в разговоре с Русской службе Би-би-си источник, близкий к администрации президента. Он говорил на условиях анонимности, так как не уполномочен комментировать эту тему публично.
„Но это не означает, что американские лоббисты озолотились на русских бизнесменах“, – говорит собеседник Би-би-си.
Россияне старались особо „не светиться“ из-за „возможности „попасть под радары“ американской администрации“, – говорит он. Паники среди чиновников и бизнеса нет, уверяет он. Информации о подготовке доклада мало и все просто ждут, говорил он в середине января. Об этом же писали и „Ведомости“ со ссылкой на несколько участников форума в Давосе. В начале года было много нервов, но теперь все немного выдохнули, так как устали бояться, цитируют „Ведомости“ одного из участников форума.
Судя по данным на сайте американского сената, которые изучила Русская служба Би-би-си, суммы, которые официально получали американские лоббисты, действительно невелики. За прошлый год уже находящиеся под санкциями США Газпромбанк и „Новатэк“, а также „Ямал СПГ“ (не находится под санкциями, но контролирующим акционером является „Новатэк“), заплатили американским компаниям-лоббистам всего 300 тысяч долларов. В случае с Газпромбанком в пояснениях к тому, за какие услуги компания платит лоббистам, значится „банковское законодательство и нормативные акты, включая применяемые санкции“.
У компании „Ямал СПГ“ перечислены „опасения, касающиеся кредитного финансирования“. Кроме того, упоминается Билль 2277, известный как „Акт о предотвращении агрессии со стороны России“, а также указ президента США о блокировке собственности лиц, способствующих дестабилизации ситуации на Украине.
У „Новатэка“ в одном из документов сфера применения указана как „вопросы, связанные с энергетикой“.
Всего же попавшие под санкции российские компании с 2014 года заплатили американским лоббистам до 3 млн долларов.
Публично российские чиновники, менеджеры и бизнесмены последние несколько недель говорили о санкциях с абсолютным спокойствием. Новых американских санкций не нужно бояться, заявил в интервью „России 24“ председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков. „Нужно просто относиться к санкциям, как к дождю. Вы знаете, как мы относимся к дождю? Ну есть и есть, будем под дождем работать“, – сказал Горьков.
А глава ВТБ Костин в интервью Fox отвечал на вопрос об опасениях попасть в „кремлевский доклад“ так: „Я гораздо меньше обеспокоен персональными санкциями – вы знаете, мы все знаем, что рано или поздно мы умрем“.
Горьков и Костин не находятся под санкциями США, ограничения действуют только в отношении ВЭБа и ВТБ.
Банки закупают валюту
Российские банки в ожидании публикации минфина США решили запастись валютой, пишет „Уралсиб“. Рост задолженности банков перед ЦБ по операциям „валютный своп“ вырос до 335 млрд рублей, это максимум с апреля 2014 года. „Складывается впечатление, что ряд банков в последние дни конвертировал практически всю имеющуюся у них ликвидность в иностранную валюту“, – пишут аналитики банка.
На минувшем аукционе российского минфина в среду был зафиксирован спрос на госбумаги. Он превысил предложение более чем в три раза. Минфин предложил 40 млрд рублей, а спрос составил 136 млрд рублей.
По статистике ЦБ, примерно треть инвесторов в российские ОФЗ – иностранцы. Аналитики Райффайзенбанка предполагают, что высокий спрос спровоцировали покупатели, которые таким образом пытаются защитить свои средства от заморозки в случае введения персональных санкций.
Амнистия не для олигархов
В конце декабря президент Владимир Путин объявил о решении провести в 2018 году выпуск специальных валютных облигаций, которые могли бы купить российские бизнесмены, желающие вернуть капиталы на родину. Для них государство готово было гарантировать анонимность инвестиций.
Обычно долларовые платежи проходят через корреспондентские счета в США, даже если расчеты идут между банками внутри России. Но министр финансов Антон Силуанов объявил о том, что бизнесмены смогут открыть валютный счет в российском банке, а тот, в свою очередь, будет взаимодействовать с Национальным расчетным депозитарием напрямую. Такие инвестиции не будут видны американским регуляторам.
Параллельно российские власти объявили об амнистии капиталов. Она продлится с марта по декабрь. Опрошенные Русской службой Би-би-си налоговые консультанты говорят, что условия еще не объявлены, но интерес со стороны клиентов уже есть. Причин этому несколько: владельцы иностранных активов опасаются очередного раунда санкций, а российские налоговые органы с этого года могут получить информацию о зарубежных активах в рамках автоматического обмена налоговой информацией, сказал руководитель налоговой практики UFG Wealth Management Юрий Куликов.
„Пока наиболее часто звучащими можно назвать вопросы о том, когда будет доступен сам текст закона, а также о том, известны ли на практике случаи, при которых лицам, добровольно задекларировавшим свои счета или активы в рамках прошлой кампании по амнистии капиталов, „задавались вопросы“ или были предъявлены какие-либо обвинения по задекларированным активам или источникам их происхождения“, – сказала Ирина Быховская из EY.
Прошлая амнистия капиталов 2015-2016 годов не нашла широкой поддержки у российского бизнеса. Не было доверия к государству. Не исключено, что и в этот раз попытки властей вернуть крупный бизнес на родину таким способом не оправдаются, сказал собеседник Русской службы Би-би-си, близкий к администрации президента. „Олигархи уже давно обелились“, – говорит он.
Источник: Русская служба Би-би-си
Дополнительная информация – здесь