Хронология
1. Начало
Читать больше – ЛИНК1 и ЛИНК2.
2. Середина
4. Предложение Трампа: «Найти какую-то середину»
В ходе очередной пресс-конференции, посвященной борьбе с коронавирусом, президента спросили о ценах на нефть, упавших до минимального уровня за последние 20 лет. Трамп, всегда говоривший, что низкие цены на нефть «хороши для граждан, заправляющихся на бензоколонках», в этот раз отметил, что к нему обращались «многие люди», обеспокоенные ситуацией, сложившейся после отказа России пойти на продление соглашения с ОПЕК о сокращении поставок нефти и ответных действий Саудовской Аравии, значительно увеличившей добычу и готовой торговать по низкой цене.
«Это очень разрушительно для России, потому что, если взглянуть на это, вся их экономика основана на этом (продаже энергоресурсов), у нас (теперь) самые низкие цены на нефть за последние десятилетия, так что это очень разрушительно для России. Я бы сказал, что это очень плохо и для Саудовской Аравии, но они борются за цену и производительность. В нужное время я вмешаюсь», — пообещал Трамп. «До тех пор, пока мы не стали ведущим производителем (нефти), я всегда был на стороне человека, который водит машину.., если бы цены стали слишком высоки, я бы устроил скандал ОПЕК. Но, с другой стороны, это (падение цен) вредит великой и очень мощной отрасли… Я говорил со многими людьми, которые имеют к этому отношение, у нас достаточно сил, чтобы изменить ситуацию, и мы пытаемся найти какую-то середину». Одних этих слов Трампа было достаточно, чтобы в минувшую пятницу цена на нефть выросла на несколько процентов.
Некоторые нефтяные компании попросили администрацию объединить союзников из стран «большой семерки», чтобы взаимодействовать с Саудовской Аравией «единым фронтом». WSJ ссылается на неназванного чиновника администрации, который сказал, что США попросят саудовцев вернуться к более низким уровням производства и могут подготовить санкции против России, чтобы показать Эр-Рияду, что его конкурент — Москва — не получит выгод от повышения цен. «Санкции против России находятся в процессе разработки», подтвердил WSJ и второй источник, «знакомый с этим вопросом». Детали не разглашаются.
Сенатор Кевин Крамер отправил Трампу открытое письмо, в котором законодатель «настоятельно рекомендует» ввести эмбарго на саудовскую, российскую и иракскую нефть, то есть запретить американским компаниям ее закупать. Нарушение рыночных принципов сенатор объясняет «защитой национальных интересов», ссылаясь на статью 232 закона «О расширении торговли» от 1962 года. «Мы должны отправить немедленный сигнал: Соединенные Штаты не дадут себя запугать и ответят должным образом», — считает Крамер. Статья 232 позволяет президенту вводить тарифы на основании рекомендации министра торговли, если «импорт в Соединенные Штаты угрожает или наносит ущерб национальной безопасности». Эта статья закона использовалась достаточно редко — в 1979 и 1982 годах. О ней здесь не вспоминали с момента создания Всемирной торговой организации в 1995 г. Трамп воспользовался статьей, когда 8 марта 2018 года ввел тарифы на импорт стали и алюминия.
На минувшей неделе сенатор Крамер (его штат Северная Дакота — место добычи сланцевой нефти) вместе с 12 сенаторами направил письмо и наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бен Салману аль-Сауду, в котором призвал Королевство «утвердить конструктивное лидерство в стабилизации мировой экономики, успокоить экономическую тревогу в области нефти и газа». Саудовская государственная нефтяная корпорация Saudi Aramco объявила, что увеличит добычу до 13 миллионов баррелей в день — рекордно высокий уровень, только чтобы навредить продаже российской нефти. Цены на сырую нефть с 9 марта упали в какой-то момент на 63 процента. При этом пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявляет, что Россия и Саудовская Аравия не ведут ценовых войн, между странами «хорошие отношения» и никто «не должен в них вмешиваться».
«Владимир Путин знает, что хрупкая нефтяная промышленность Америки построена на долгах. Когда Саудовская Аравия призвала к сокращению производства, чтобы уменьшить избыточное предложение, Путин решил на нее наброситься, — отмечает экономический обозреватель Мэтт Эган, — его цель состоит в том, чтобы вырвать долю рынка у американских производителей сланцевой нефти, чей рост привел к потере Россией в 2018 году титула крупнейшего в мире производителя нефти. Российская стратегия направлена не только на сланцевые компании, но и на политику санкций, которая обеспечила американское энергетическое изобилие». Речь идет о санкциях против проекта «Северный поток — 2», сотрудничества с Венесуэлой, запретах на поставки оборудования и технологий и т.д.
Как отмечает глава отдела глобальной сырьевой стратегии в RBC Capital Markets Хелима Крофт, Игорь Сечин — генеральный директор «Роснефти» и близкое доверенное лицо Путина — убедил Москву бросить вызов сланцевой промышленности США. Как и Путин, Сечин — выходец из российских спецслужб и является «сильным националистом», пишет Крофт. «Таким образом, подрыв американского энергетического доминирования, скорее всего, связан еще и с их идеологической близостью… Похоже, ведется подготовка к затяжной войне на истощение, которая может иметь жестокие экономические последствия для всех участников».
Высказывания официальных лиц о себестоимости нефти в РФ:
3−8 долларов за баррель – заместитель министра энергетики России Антон Инюцын, 2016 г.
10−15 долларов за баррель – министр энергетики РФ Александр Новак, 2016 г.
2 доллара в среднем по РФ и 20 долларов по трудноизвлекаемым запасам и шельфовым проектам – замминистр энергетики Кирилл Молодцов, март 2016 г.
Менее 3 долларов за баррель на месторождениях Роснефти по словам главы «Роснефти» Игоря Сечина.
Среднее по государствам – ЛИНК
Еще: https://pronpz.ru/neft/sebestoimost.html