Действующие лица и исполнители:
Набукко – Желько Лучич,
Абигайль – Татьяна Сержан,
Захария – Дмитрий Белосельский (дебют на сцене Лирик-оперы),
Измаил – Сергей Скороходов (дебют на сцене Лирик-оперы),
Фенена – Элизабет Де Шонг.
Дирижер – Карло Рицци.
Режиссер – Мэтью Озава (дебют на сцене Лирик-оперы).
23 января – 12 февраля 2016 года (семь спектаклей).
Продолжительность спектакля – 2 часа 38 минут с одним антрактом.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Один из ранних шедевров Джузеппе Верди – опера “Набукко” – имеет непростую сценическую судьбу. В 1841 году двадцативосьмилетний Джузеппе грустил по поводу неудачи его комической оперы “Король на час” и думал о завершении карьеры композитора. Помог, как всегда, случай – встреча с антрепренером театра Ла Скала Мерелли. Именно он показал Верди рукопись Темистокле Солера “Навуходоносор”. В книге Д.Соловцовой “Джузеппе Верди” читаем: “Верди помнит, что это была толстая тетрадь, написанная широким почерком, как писали в то время. “По дороге домой я почувствовал один из приступов беспокойной тоски; глубокая печаль, истинная мука тешили мне грудь. Я вхожу к себе, грубым движением бросаю рукопись на стол и стою перед ней неподвижно. Падая, она раскрылась, мой взгляд остановился на словах: “Va pensiero, sull’ali dorate” (“Лети, моя мысль, на золотых крыльях” – жалобы уведенных в рабство евреев, томящихся в плену на реках вавилонских). Я прочел стихи дальше. Они меня глубоко взволновали. От них веяло Библией, которую я всегда любил читать. Я прочел отрывок, другой. Но, твердый в решении не писать больше, я закрыл тетрадь и лег спать. Да не тут-то было… “Нa6yкко” (Неудобное для итальянского произношения имя Навуходоносор переделано в сокращенное – Набукко.) сверлит мне мозг…”. Либретто Солера вывело композитора из тяжелой апатии. Наступил решительный перелом: Верди вернулся к творчеству, и теперь уж никакие новые неудачи не могли остановить его. Он не желал никого видеть, целыми днями не выходил из дома, питался сухарями с водой, но работу над “Набукко” не прекращал… Успех оперы определился уже во время репетиций. Работники сцены, художники, машинисты, столпившись, жадно слушали музыку. Дело подвигалось быстро: в конце февраля начались репетиции, а двенадцать дней спустя, 9 марта 1842 года, состоялась премьера. Во время стретты первого финала публика, к недоумению и ужасу Верди, встала. Шум, поднявшийся в партере, взволнованный композитор сначала готов был принять за насмешку. Таких бурных оваций давно уже не было в стенах La Scala. “Этой оперой, по существу, началась моя артистическая карьера! – говорит Верди. – И хотя было много трудностей, которые пришлось побороть, опера “Набукко” безусловно родилась под счастливой звездой.” Успех оперы был настолько велик, что Мерелли вновь включил оперу в программу следующего сезона с новым составом певцов, и с августа по ноябрь она выдержала пятьдесят семь представлений – случай, дотоле небывалый в Ла Скала. Мерелли заключил с Верди контракт на новую оперу, предоставив композитору право самому назначить размеры гонорара”.
Казалось бы, после шумного успеха в Милане опера должна была разойтись по всему миру. Однако этого не случилось. Во-первых, безумные по сложности вокальные партии отпугивали певцов. Великая Мария Каллас, исполнившая Абигайль на сцене Оперы Неаполя, говорила потом, что эта партия стоила ей потери голоса. Во-вторых, в “Набукко” огромное значение имеют хоровые фрагменты. Хор – читай “народ” – есть в каждом действии, без него не обходится ни одна важная сцена. Осада и взятие Иерусалима, борьба иудеев с Измаилом, богохульство Навуходоносора, возвращение ассирийцев в лоно истинной религии, пленение, освобождение иудеев… – все события в опере происходят на фоне хора-народа, причем, он – народ – не безмолвствует, а активно комментирует происходящее. Чтобы ставить такую оперу, нужен хор, и хор очень хороший.
Наконец, еще одна причина, которую нельзя недооценивать. “Набукко” – опера патриотическая. Библейская история о плененном ассирийцами еврейском народе и освободившем их царе Вавилонском Навуходоносоре, – это история о свободе. Самый знаменитый хор из “Набукко” – хор плененных рабов-иудеев “Va pensiero…” – символизирует стремление к свободе итальянского народа. В сороковых годах XIX века Италия находилась под властью империи Габсбургов. Верди всегда выступал за свободу и независимость родины, и его опера, как выразились бы сейчас, – недвусмысленное политическое заявление композитора. Так и расценивали ее сами итальянцы – зрители и музыканты. Хор “Va pensiero…” превратился во второй национальный гимн Италии. Началось все с похорон композитора. Провожая Верди в последний путь, многотысячная толпа пела “Va pensiero…”. В 1946 году исполнением фрагментов из “Набукко” отмечали открытие Ла Скала после Второй мировой войны, в 1957 году этот хор звучал на похоронах Артуро Тосканини. В 1987 году Риккардо Мути для своего инаугурационного концерта в Ла Скала выбрал “Набукко”. Знаменитой стала постановка Дэвида Паунтни на фестивале в Брегенце (там же прошла его громкая премьера оперы М.Вайнберга “Пассажирка”). Режиссер перенес действие “Набукко” в тридцатые годы XX века, вместо войны ассирийцев и иудеев зрители увидели столкновение нацистов и евреев.
Вспомним совсем недавнюю историю. 12 марта 2011 года. Сто пятьдесят лет со дня образования Италии. В Римской опере “дают” “Набукко”. Перед началом спектакля мэр Рима в своей речи осудил сокращение расходов на культуру правительством Берлускони. Премьер-министр находился в зале. Потом началась опера. После хора “Va pensiero…” публика стала требовать бис, раздался возглас “Да здравствует Италия!” За дирижерским пультом стоял маэстро Мути. До этого в Ла Скала на подобные призывы он не реагировал, говоря о том, что опера должна идти без бисов – так, как задумано композитором. И вдруг он повернулся к публике: “Я согласен с этим. Да здравствует Италия! Но… Мне не тридцать лет, я уже прожил свою жизнь. Как итальянец, который много путешествовал по миру, я стыжусь того, что происходит в моей стране. Я исполню “Va pensiero…” на бис. Сегодня, дирижируя хором “О моя страна, прекрасная и потерянная”, я думал, что если мы будем продолжать таким образом, мы погубим культуру, из которой выросла история Италии. В этом случае наша родина будет действительно прекрасна и потеряна… Я не высказывался в течение очень долгих лет. Но сейчас я хотел бы высказаться… Мы должны придать смысл нашему исполнению. Находясь в главном театре столицы, вместе с хором и оркестром я предлагаю вам спеть с нами вместе”. Весь театр встал и запел. Этот вечер стал попыткой привлечь внимание политиков к вопросам культуры. И помогла в этом опера Верди “Набукко”.
Уж не знаю, почему так получается, но второй сезон подряд в одной-единственной итальянской опере собирается русская команда. В прошлом сезоне русское трио встретилось в “Тоске”. В главной партии блистала солистка Мариинского театра Татьяна Сержан, в партии барона Скарпиа – солист Мариинского театра Евгений Никитин. Дирижировал Дмитрий Юровский, самый молодой представитель славной династии Юровских (это был его дебют в оперном театре США). В этом сезоне три солиста в “Набукко” – русские исполнители. Я с большим нетерпением жду новой встречи с замечательной Татьяной Сержан. Она предстанет в образе Абигайль – мстительной и коварной внебрачной дочери Навуходоносора, влюбленной в Измаила – племянника царя Иерусалима.
Волшебный голос Сержан мы смогли по достоинству оценить в сентябре-октябре 2013 года, когда она исполняла партию леди Макбет в концертном исполнении “Макбета” Дж.Верди в Чикагском симфоническом центре и партию сопрано в “Реквиеме” Дж.Верди. Чикагским симфоническим оркестром (далее – ЧСО) на всех концертах дирижировал маэстро Риккардо Мути. С Мути Сержан впервые попала в Америку. В 2007 году в Нью-Йорке она исполнила главную партию в опере П.Хиндемита “Святая Сусанна”. В США она выступает нечасто. Дебют певицы на американской оперной сцене состоялся в Опере Далласа в партии леди Макбет в “Макбете” Дж.Верди (открытие сезона 2007-08 годов). Лирик-опера Чикаго – ее второй оперный театр в Америке.
Бас-баритон Дмитрий Белосельский (Захария) и тенор Сергей Скороходов (Измаил) дебютируют в Лирик-опере, но в Чикаго они выступают не первый раз. Белосельский солировал в концерте Мужского хора Московского Сретенского монастыря (единственное выступление хора в Чикаго состоялось 11 октября 2012 года) а также в концертном исполнении “Макбета” Дж.Верди с ЧСО под управлением Р.Мути, Скороходова в прошлом году мы тоже слышали в концертах ЧСО под управлением маэстро Мути.
Дмитрий Белосельский родился в 1975 году в городе Павлограде (Украина). Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных. В течение нескольких сезонов исполнял сольные партии в постановках оперного фестиваля в Брегенце (Австрия). Лауреат Второй премии XIII Международного конкурса имени П.Чайковского (2007 год). Солист Большого театра.
Сергей Скороходов родился в 1974 году в Санкт-Петербурге. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории имени Н.Римского-Корсакова. С 1999 года – солист Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2004 и 2005 годах принимал участие в мастер-классах Ренаты Скотто в Академии Санта-Чечилия (Рим). С 2007 года входит в состав оперной труппы Мариинского театра.
В партии Набукко мы снова услышим замечательного баритона из Сербии Желько Лучича. Я запомнил его выразительное исполнение Риголетто и Яго в прошлых сезонах Лирик-оперы. Он был одним из лучших Жермонов последнего времени (“Травиата” в Ла Скала в сезоне 2013-14 годов).
Выпускница Центра оперного пения при Лирик-опере Элизабет Де Шонг поет в театре почти каждый сезон. Удачей стала партия Гензель в опере “Гензель и Гретель” Э.Хумпердинка (сезон 2012-13 годов).
Итальянский дирижер Карло Рицци родился в Милане 19 июля 1960 года. Его родители не были музыкантами, а сына в раннем возрасте стали учить музыке. Карло подавал большие надежды, участвовал во всех музыкальных мероприятиях Милана. Он окончил Миланскую консерваторию. Работал в Ла Скала репетитором, помогал многим дирижерам и солистам. Занимался дирижированием в Сиенне у Франко Феррара и в Болонье у дирижера русского происхождения Владимира Делмана. Активные выступления начались у Рицци в 1982 году с дебюта в Ла Скала. Рицци дирижировал всеми забытой оперой Г.Доницетти “Гувернер в затруднении” (“L’ajo nell’imbarrazzo”). Успех принесла ему победа в Парме на Первом международном конкурсе дирижеров имени А.Тосканини. С 1992 по 2001 и с 2004 по 2008 годы Рицци – главный дирижер Валлийской национальной оперы (Welsh National Opera). Он научился валлийскому языку и был своим в Кардиффе.
Североамериканский дебют дирижера состоялся в 1993 году в Метрополитен-опере (“Богема”). В Лирик-опере Рицци дебютировал в 1997 году. Он дирижировал новой постановкой “Нормы” В.Беллини. Вот только несколько недавних точек его непрерывных гастролей: “Луиза Миллер” Дж.Верди (Цюрихская опера, декабрь 2014 года), “Девушка с Запада” (Немецкая опера, Берлин, февраль-март 2015 года), “Бал-маскарад” (Théâtre Royal de la Monnaie, Брюссель, апрель-июнь 2015 года), “Сельская честь”, “Паяцы” и “Тоска” в Ла Скала. В сезоне 2016-17 годов Рицци вернется как в Лирик-оперу, так и в Метрополитен-оперу.
Режиссер Мэтью Озава называет Чикаго своим домом на протяжении последних восьми лет. С творчеством режиссера мы познакомились этим летом в… зоопарке. Да-да, именно в зоопарке (Lincoln Park Zoo) в августе состоялась мировая премьера оперы “Second Nature” французского композитора Мэтью Окина. До этого в качестве второго режиссера Озава работал в Лирик-опере над спектаклями “Дон Жуан” и “Севильский цирюльник”, читал лекции в Школе музыки De Paul University, занимался со студентами Центра оперного пения Райана, поставил спектакль ”A Son of the Front” в Athenaeum Theater (Чикаго). “Набукко” станет режиссерским дебютом Озавы на сцене Лирик-оперы. Режиссер говорит: “Я впервые посетил Лирик-оперу много лет назад. Я сидел в последнем ряду и мечтал, чтобы в один-прекрасный день поставить оперу на этой сцене. Теперь мои мечты становятся явью”. “Любовь, смерть, угнетение, искупление, – Озава употребляет лишь несколько слов для описания величественного творения Верди. – “Набукко” – настоящая глыба, эпическая опера. Она редко ставится. Я счастлив представить новую версию оперы и верю в успех. В спектакле участвуют более ста двадцати человек. Огромная роль принадлежит хору. Я знаю хор Лирик-оперы, как один из лучших в стране, если не лучший. Что касается солистов, то в них чувствуются харизма, сила голоса, актерский талант. Большая честь – работать с такими профессионалами. Есть несколько оперных театров в стране, которым по силам замахнуться на “Набукко”. Лирик-опера – один из них”.
Озава – основатель и художественный руководитель арт-компании “Mozawa”. В планах режиссера на 2016 год – первая в мире постановка оперы Дэвида Ханлона “The Root of the Wind is Water” в Хьюстонской опере. Репетиции начнутся весной будущего года. А пока Озава репетирует “Набукко”. Премьера намечена на 23 января 2016 года.
Nota bene! Билеты на оперу ”Набукко” и другие спектакли сезона 2015-16 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Сергей Элькин