Уверен, что внимание театралов привлечет премьера в Steppenwolf Theatre – спектакль “Мэри Пейдж Марлоу” по одноименной пьесе Трейси Леттса.
…Она родилась вскоре после окончания Второй мировой войны. Училась в колледже. Мечтала о независимости. У нее было много мужчин, три мужа, два развода, двое детей. Она работала бухгалтером и, представьте себе, ей нравилась эта работа, особенно собирать квитанции и чеки для налоговых деклараций (“Столько интересного узнаешь о людях”). Много пила. За свои ошибки расплачивалась десятилетиями…
Она – бухгалтер Мэри Пейдж Марлоу из городка Дейтон (штат Огайо). Она – главная героиня спектакля.
Свою новую пьесу Леттс начал сочинять в Кейптауне на съемках эпизодов сериала “Родина” (“Homeland”), где он играет роль директора ЦРУ Эндрю Локхарта: ”Я был занят несколько дней в неделю. В остальное время сидел в гостинице и писал”. Текст был готов, по его собственным словам, быстро, почти за шесть недель. Леттс говорит, что толчком к написанию пьесы послужила смерть матери, но отрицает, что героиня хотя бы в малой степени похожа на нее. Дело в другом: “Мы все связаны с предыдущими поколениями. Связаны отношением к жизни, политическими и социальными взглядами. Тяжело с этим порвать”. В отличие от предыдущих пьес Леттса, “Мэри Пейдж Марлоу” – пьеса короткая. Спектакль длится девяносто минут, и все девяносто минут вас не покидает ощущение беды. В спектакле всего одиннадцать сцен, причем, они не идут в хронологическом порядке. Конструкция пьесы гораздо интересней. Одиннадцать сцен – читай одиннадцать эпизодов из жизни Мэри Пейдж – постепенно, как пазл, складываются в единое целое. Мы встречаемся с героиней, когда она находит новую работу и расходится с мужем. Она объясняет детям, почему они должны уехать из Дейтона в Лексингтон (штат Кентукки). Мне понравился дружный смех чикагской – “столичной” публики – на вопрос героини: “В чем разница между Огайо и Кентукки?”.. Вот она – мечтательная девушка, внимающая советам подруги и картам Таро, говорящая “Нет” своему ухажеру, а вот – младенец в родительском доме. Обычное выяснение отношений – в какой семье такого не бывает?! Сцена в больнице, когда она знает, что ее дни сочтены, беседа с медсестрой. На реплику, что у нее пятеро детей, Мэри Пейдж спрашивает: “Вы их всех помните по именам?” А через несколько фраз, узнав о трех мужьях пациента, мы слышим похожую фразу медсестры: “Вы все их имена помните?”. Вот Мэри Пейдж дома, смотрит с мужем телевизор, и муж сообщает ей новость… Здесь я поставлю многоточие, потому что дальнейшие фразы могут стать спойлерами, а этого совсем не хочется. Трейси Леттс написал умную серьезную пьесу о жизни обычной женщины со всеми ее сложностями, проблемами, ошибками. Вроде бы, ничего особенного. Обычная жизнь обычного человека, который в разных жизненных ситуациях проявляет себя по-разному. Эта жизнь трогает, заставляет сопереживать. Мы негодуем, смеемся и плачем вместе с героиней.
История обычной женщины написана не просто хорошим – неравнодушным драматургом. Говорят о влиянии на автора Эдварда Олби, сам он называет фамилии Уильямса и Фолкнера. А мне показалось, что пьеса пронизана чеховской интонацией. Интонацией любви к своему герою и пронзительной грусти в финале, которая не отпускает вот уже который день…
В спектакле участвуют двадцать один актер. По статистике – один из самых “густонаселенных” спектаклей театра. А ведь, глядя на сцену, этого никак не скажешь. Мэри Пейдж с детьми, мужем, родителями, подругами, любовником, медсестрой… Больше четырех человек на сцене ни в одном эпизоде нет.
В последней сцене спектакля Мэри Пейдж забирает вещи из химчистки, мило переговариваясь с клерком. Вначале кажется, что так заканчивать пьесы нельзя. Мы же привыкли к катарсису, обобщениям, выводам. А тут – химчистка, вещи… Ничего концептуального, основополагающего, пафосного. Признаюсь, меня слегка удивил финал, но потом я нашел ему объяснение. Мы же говорим о жизни обычной женщины. Магазин, работа, домашнее хозяйство. В этот ряд прекрасно вписывается химчистка. Еще одно будничное, бытовое событие из жизни Мэри Пейдж. Что тут такого? Заехала после работы, забрала вещи… Еще один пазл в общую картину.
Итак, перед нами – новая психологическая драма, продолжающая стилистику лучших пьес Трейси Леттса.
Актер, драматург, сценарист Трейси Леттс родился и вырос в Оклахоме. В двадцать лет переехал в Чикаго. В Steppenwolf Theatre с 2002 года. Из актерских работ Леттса можно выделить спектакли Пэма Маккинона “Кто боится Вирджинии Вульф?” по пьесе Э.Олби (роль Майкла, сезон 2010-2011 годов, премия “Тони”) и Эми Мортон “Пенелопа” по пьесе Э.Уолш (сезон 2011-2012 годов). Гораздо больше известна драматургия Леттса. Его пьеса “Август: графство Осейдж” стала событием общенационального масштаба. Пьеса получила Пулитцеровскую премию в категории “Драматургия” и премию “Тони” как лучшая пьеса 2008 года, спектакль по ней завоевал пять премий “Тони”. Мировая премьера пьесы прошла в Steppenwolf Theatre в сезоне 2007-08 годов. Со спектаклем театр побывал на гастролях на Бродвее и в Лондоне, провел сороканедельный тур по городам США. На основе пьесы Леттса снят фильм с Мерил Стрип и Джулией Робертс в главных ролях.
В театре Steppenwolf – несколько небольших репетиционных комнат. Каждая из них названа в честь какого-то спектакля. Когда я был в театре, мне показали одну из них. Она называется “Август: графство Осейдж”.
В Steppenwolf Theatre состоялись мировые премьеры пьес Леттса “Человек из Небраски” (“Man from Nebraska”, сезон 2003-04 годов, номинация на Пулитцеровскую премию) и “Superior Donuts” (сезон 2008-09 годов, премьера на Бродвее – 2009 год). Среди пьес Леттса – “Убийца Джо” (“Killer Joe”, 1993 год, постановки на сцене Next Theatre в Эванстоне – пригороде Чикаго, а также в Нью-Йорке и Лондоне). В сезоне 2011-12 годов Steppenwolf Theatre представил новую постановку чеховских “Трех сестер” в адаптации Леттса. Новая пьеса “Мэри Пейдж Марлоу” – лауреат Edgerton Foundation New Play Award.
В последние годы Леттс все больше стал появляться в телевизионных сериалах. На вопрос, как взаимодействуют между собой актерская и драматургическая стороны творчества Леттса, он отвечает: “Эми Мортон (актриса Steppenwolf Theatre, исполнительница роли Марты в “Кто боится Вирджинии Вульф?”) называет это севооборотом. Актерство заряжает литературную сторону моего мозга, а литература активизирует его актерскую часть… В прошлом году я снимался в шести фильмах. В “Родине” я играл “мудака в костюме”, после чего все хотят, чтобы все мои дальнейшие роли были связаны с этим типажом”. В этом году на канале HBO появится новый сериал “Развод” (“Divorce”), где Леттс играет с Сарой Джессикой Паркер. Его ответ о характере своего персонажа я привожу без перевода: “Asshole in a suit”.
“Мэри Пейдж Марлоу” – третий опыт сотрудничества Трейси Леттса и режиссера Анны Шапиро. Анна говорит: “В течение многих лет совместного творчества Трейси и я разработали общие эстетические принципы, главными из которых является чувство ансамбля. Для меня “Мэри Пейдж Марлоу” выражает все лучшее, что есть в Steppenwolf Theatre: нахождение зрелищного в мирском, поворот от каждодневного к событийному, отражение нашей общей человеческой природы”.
Анна Шапиро родилась в Эванстоне, закончила Columbia College Chicago и Школу драматического искусства при Йельском университете. Ее однокурсница сказала о ней, что однажды “эта студентка с самой короткой стрижкой станет определять будущее американского театра”. Обладатель Princess Grace Award 1996 года. Профессор театрального отделения Северо-Западного университета. Директор режиссерской программы университета с 2002 года. В Steppenwolf Theatre с 2005 года. Наиболее заметными спектаклями Анны стали “Человек из Небраски”, “Боль и жжение” (“The Pain and the Itch”, 2004) по пьесе Б.Норриса, “Август: графство Осейдж”, “Неупоминаемые” (“The Unmentionables”, 2006) и “Параллелограмм” (“A Parallelogram”, 2010) по пьесам Б.Норриса, “Трахальщик в шляпе” по пьесе С.Гиргиса (постановки в The Public Theater, LAByrinth Theater Company, номинация на премию “Тони” за лучшую режиссуру в 2011 году). Анна Шапиро со времен учебы является убежденным проповедником психологического реализма. С начала сезона 2015-16 годов она является художественным руководителем Steppenwolf Theatre, так что за реализм в театре я спокоен. В связи со своими новыми обязанностями Анна планировала сделать годовой перерыв в режиссуре, но сопротивляться соблазнительному предложению Трейси Леттса не сумела. Автор счастлив: “О лучшем режиссере и мечтать было нельзя. Ее замечания актерам не сводятся к техническим ремаркам типа “громче” или “тише”. Они намного проницательнее”.
Роль Мэри Пейдж Марлоу в разные периоды ее жизни исполняют шесть актрис. Идея использовать разных актрис для одной роли принадлежит автору пьесы. Леттс называет это “эффектом коллажа” и говорит, что разные актрисы помогают подойти к вопросу идентичности и посмотреть как бы разными глазами на поведение героини. Выражение “посмотреть на себя со стороны” в данном случае имеет прямой смысл. В некоторых эпизодах женщины, игравшие Мэри Пейдж, смотрят на нее сегодняшнюю или вчерашнюю глазами людей других поколений, они становятся сами по себе свидетелями времени. Эту идею автора прекрасно обыгрывает режиссер спектакля.
Среди исполнительниц роли Мэри Пейдж – Каролин Хеффернан (героиня в 12 лет), Анни Манк (19 лет), Ребекка Спенс (40 и 44 года), Лора Фишер (50 лет). В преклонном возрасте (59, 63 и 69 лет) Мэри Пейдж играет лауреат премии “Тони” Блейр Браун. Свою главную награду она получила в 2000 году за роль Маргрет в бродвейском спектакле “Копенгаген”.
И еще одна актриса, на которую хочется обратить внимание, – Кэрри Кун. Она играет Мэри Пейдж в двух эпизодах (27 и 36 лет). Подобно своей героине, Кун родилась и выросла в Огайо. Училась в University of Mount Union (Альянс, Огайо) и университете Висконсина в Мэдисоне. С 2006 по 2010 годы жила в Мэдисоне, играла во многих театрах страны. В 2010 году переехала в Чикаго. Говоря о ней, все вспоминают спектакль “Кто боится Вирджинии Вульф?” в Steppenwolf Theatre (сезон 2010-11 годов). Актриса играла Хани в Чикаго и на гастролях театра на Бродвее. Спектакль действительно получился выдающимся, актрису узнали далеко за пределами Чикаго, плюс на этом спектакле произошла встреча Кэрри с Трейси Леттсом. Актриса признается: “Спектакль перевернул мою жизнь. Мне исполнилось тридцать лет. Я влюбилась. Я получила первую номинацию на “Тони”. Я стала лучше понимать актерскую профессию. У меня появился муж”. В 2013 году Кэрри Кун вышла замуж за Трейси Леттса. “Мэри Пейдж Марлоу” – их первая совместная семейная работа. В Чикаго Кэрри Кун играла еще в нескольких значимых спектаклях. Среди них – “Бронте” (“Bronte”) в Remy Bumppo Theatre (сезон 2007-08 годов) – актриса играла роль писательницы Эмили Бронте, “Магнолия” (“Magnolia”) в Goodman Theatre (сезон 2008-09 годов), “Отражения, или Истинное” (“The Real Thing”) в Writers Theatre (сезон 2011-12 годов). Кэрри говорит: “Трейси и я отчаянно цепляемся за этот город. Одно из проклятий нашей работы – приходится проводить много времени врозь. Мы просто смакуем, бывая в Чикаго вместе”. Только за последнее время Кун сыграла главную роль в фильме Дэвида Финчера “Исчезнувшая” (“Gone Girl”, 2014) и в сериале “Оставленные” (“The Leftovers”) на канале HBO. Недавно за эту работу она получила премию “Выбор телевизионных критиков”.
В недавнем интервью театральному критику газеты “Chicago Tribune” Крису Джонсу Кэрри Кун откровенно рассказала о своем сегодняшнем положении: “Мне – тридцать пять. Это примерно, как сорок пять для мужчины. Я нахожусь где-то на десятом месте в списке актрис Голливуда моего возраста. Это значит, что если фильм хороший, первые номера в списке скорее всего скажут “Да”. Но если Джессика Честейн и Рейчел Макадамс скажут “Нет”, то, возможно, я получу возможность прочитать сценарий. Большинство из того, что меня просят сделать в кино, мне не очень интересно, и я не собираюсь делать все эти сумасшедшие вещи, чтобы “улучшить” себя. Театр в этом плане более терпим. С другой стороны, в кино время от времени находится режиссер, который приглашает меня, и я играю в малобюджетном фильме. Не за деньги, а потому, что мне это нравится. А играть жен второстепенных персонажей в “большом кино” мне не нравится”. В январе Кэрри Кун закончила съемки в трех фильмах. Не за горами новый сезон “Оставленных”, а впереди, я уверен, экранизация “Мэри Пейдж Марлоу”.
В остальных ролях в спектакле заняты: Маделин Вайнстайн (актриса очень выразительно играет дочь героини Венди), Иен Барфорд (Рэй), Алан Уайлдер (Энди), Кирстен Фитцжеральд (художественный руководитель Red Orchid Theatre частенько “изменяет” своему театру и делает это с удовольствием, на этот раз – в роли врача-психиатра Шринк), Стивен Кефалу-младший (Эд Марлоу), Аманда Дринкалл (Роберта Марлоу), Джек Эдвардс (Луис Гилберт), Тесс Фрезер (Лорна), Кит Галлахер (Бен), Сандра Маркес (медсестра), Ариана Вентури (Конни), Гэри Вилмс (Дэн).
Художник – Тодд Розенталь. Композитор – Дайана Лоуренс.
Автор пьесы Трейси Леттс с самого начала участвовал в репетиционном процессе. Он смеется: “Присутствие в театре стольких прекрасных женщин оставило во мне чувство глубокого удовлетворения”. На репетициях царила атмосфера любви и дружбы, а подход постановочной команды был очень серьезным. Вот лишь один факт. Когда театр получил грант в виде дополнительной недели репетиций, из Нью-Йорка срочно “выписали” педагога по сценической речи Гиги Баффингтона, и он позанимался с актерами огайским диалектом. “В долине Огайо звук в конце каждой фразы идет вниз. Моя героиня – девушка из Огайо шестидесятых. Я не хотел современных интонаций или вокальных “мальков”, – поясняет Трейси Леттс.
Спектаклем “Мэри Пейдж Марлоу” продолжается юбилейный, сороковой сезон Steppenwolf Theatre. О том, что нас ждет впереди, читайте в следующем выпуске Театрального обозрения.
Nota bene! Спектакль “Мэри Пейдж Марлоу” идет до 29 мая в помещении Steppenwolf Theatre по адресу: 1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614. Заказ билетов на этот и другие спектакли сезона 2015-16 годов, а также абонементов на спектакли сезона 2016-17 годов – по телефону 312-335-1650, на сайте http://www.steppenwolf.org/ или в кассе театра. $20-$89. Двадцать билетов по $20 каждый (20 for $20) продаются в день спектакля. Некоторое количество билетов продаются по цене $30 (Pit Seats – места непосредственно перед сценой, перед первыми рядами партера – только по телефону). Некоторое количество билетов с пятидесятипроцентной скидкой (Half-Price Rush Tickets) продаются за час до начала спектакля в кассе театра. Только на сайте можно получить скидку для студентов (Student Discounts). При входе в зал необходимо иметь при себе студенческое удостоверение. Для групп в десять человек и больше (Group Tickets) предусмотрены скидки. Справки – по телефону 312-932-2422 или по электронному адресу [email protected]. Об истории и сегодняшнем дне Steppenwolf Theatre читайте на сайте http://www.steppenwolf.org/. Там же вы найдете подробную информацию о спектаклях.
.
Сергей Элькин