10 августа, 5.00 pm. Павильон. Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) играет венские вальсы! В программе – все самое популярное: Два венгерских танца И.Брамса, Два вальса Ф.Легара, вальс “Голубой Дунай” И.Штрауса, Сюита из оперетты Р.Штрауса “Кавалер роз”. За дирижерским пультом – музыкальный руководитель Ванкуверского симфонического оркестра, английский композитор и дирижер Брамуэлл Тови. Солистка – программный директор фортепианного и струнного отделений Ravinia’s Steans Music Institute, скрипачка Мириам Фрид.
Слово “вальс” происходит от немецкого “walzen” – кружиться. Это слово впервые появилось в одном из словарей в 1754 году. Столицей вальса стала Вена. Уже императрица Мария-Терезия разрешила между менуэтами время от времени танцевать новый танец на придворных балах. Вскоре венское новшество было уже обязательным признаком аристократического воспитания. Наполеон перед приездом своей невесты – австрийской принцессы – упорно овладевал с помощью выписанного из Вены учителя секретами танца “в три четверти”. Непринужденный, гибкий, полный искреннего чувства, новый танец быстро распространился по Европе. Еще в самом начале ХIХ века официальное отношение к вальсу было весьма осторожным – на балах в самой Вене вальс разрешалось танцевать не более десяти минут: объятия кавалера и дамы в танце считались не вполне приличными. Но остановить вальс было уже невозможно, и когда в 1815 году после победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей, на всех балах самозабвенно танцевали вальс – чарующий, волшебный, блестящий. В начале 1830 года композиторы Франц Ланнер и Иоганн Штраус-отец написали несколько очень известных вальсов, способствуя тем самым развитию и популярности этого танца. Эти вальсы стали называть “венскими”. С этого времени начинает отсчет настоящая “вальсомания”, которая достигла апогея, когда у Иоганна Штрауса появился серьезный конкурент на поприще вальса – его собственный сын. Когда молодому дарованию исполнилось девятнадцать лет, началось стремительное восхождение Штрауса–сына на престол короля вальса… В самой Вене отношение к вальсу особое. В городском саду Вены все желающие танцуют вальс летними вечерами под звуки оркестра, располагающегося на небольшой эстраде у бронзового памятника Иоганну Штраусу, и на традиционном ежегодном новогоднем балу в знаменитом Венском оперном театре большое количество танцоров исполняет этот неувядаемый и романтический танец. А вечером 10 августа в Вену превратится Равиния, и закружится “вальса вихорь шумный” в павильоне и на лужайке…
11 августа, 7.00 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт студентов вокального отделения Ravinia’s Steans Music Institute. В программе – сочинения Рихарда Штрауса. Концерт посвящен стопятидесятилетию со дня рождения композитора.
11 и 13 августа, 8.30 pm. Театр “Мартин”. Концерты известного струнного квартета “Такаш” (Takács String Quartet). Квартет был образован в 1975 году четырьмя студентами Музыкальной академии Будапешта. Название квартета происходит от фамилии концертмейстера Габора Такаш-Наги. Первое международное признание пришло к музыкантам в 1977 году после победы на Международном конкурсе квартетов в Эвиане (Франция). С 1983 года квартет базируется в США. На концерте 11 августа будут исполнены Второй струнный квартет Л.Яначека, известный под названием “Интимные письма”, Адажио из Струнного квартета С.Барбера, Пятнадцатый струнный квартет Л.ван Бетховена. В программе 13 августа: Первый струнный квартет Л.Яначека (“Крейцерова соната”), Первый струнный квартет Б.Сметаны и Восьмой струнный квартет Л.ван Бетховена, посвященный графу Андрею Разумовскому и названный его именем.
12 августа, 8.30 pm. Театр “Мартин”. Сольный концерт одной из лучших вокалисток XX века леди Кири Те Канавы. Ее прощание со сценой началось шесть лет назад, но она продолжает исполнять камерные сочинения по всему миру. В марте этого года певице исполнилось семьдесят лет. По заказу Равинии американский композитор Джейк Хегги сочинил музыку к поэме Эмили Дикинсон “Newer Every Day” и посвятил ее леди Те Канаве. Мировая премьера композиции состоится на концерте 12 августа. В программе прозвучат произведения В.А.Моцарта и Р.Штрауса. В заключение концерта леди Те Канава, как всегда, исполнит народные песни маори – традиция, которую певица соблюдает везде. За роялем – программный директор вокального отделения Ravinia’s Steans Music Institute Кевин Мерфи.
Одной из инициатив Джеймса Конлона в качестве музыкального руководителя музыкального фестиваля в Равинии является концертное исполнение опер. Все началось в 2005 году с оперы Дж.Верди “Отелло”. Успех превзошел все ожидания, и маэстро стал регулярно проводить подобные вечера. 2007 год – “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини, 2009 – “Риголетто” Дж.Верди (в главной партии мы услышали Дмитрия Хворостовского), 2011 – “Тоска” Дж.Пуччини (с Патрисией Росетт). Все эти оперы проходили в большом зале Павильона. Казалось, зал театра “Мартин”, рассчитанный на восемьсот пятьдесят зрителей, совершенно не приспособлен для таких масштабных постановок. Для сравнения: зал Лос-Анджелесской оперы рассчитан на 2700 мест, в Лирик-опере – 3563 места, в Метрополитен-опере размещаются 3800 человек. Но Конлон думал иначе. С 2008 года дирижер регулярно выбирает именно этот зал для концертных исполнений опер. Маэстро говорит: “Театр “Мартин” – уникальное место для камерных представлений. В зале театра устанавливается прямой контакт между исполнителями и аудиторией”. В театре “Мартин” мы услышали малоизвестные оперы “Махагони зонгшпиль” Курта Вайля и “История солдата” Игоря Стравинского, и именно здесь Конлон открыл свой ставший уже знаменитым цикл “Все оперы Моцарта”. Дирижер убежден: “Театр “Мартин” гораздо ближе по своим размерам к театрам моцартовской эпохи. А тридцать музыкантов Чикагского симфонического оркестра – это обычное количество музыкантов для оркестра того времени”. В августе 2008 года дирижер представил “Похищение из Сераля” и “Дон Жуан“, спустя два года – “Так поступают все” и “Свадьбу Фигаро”, в 2010 году – “Волшебную флейту” и “Идоменей”. В этом году нас ждет новый дубль: „Дон Жуан“ и “Свадьба Фигаро”.
14 августа, 7.00 pm; 16 августа, 1.00 pm. Театр “Мартин”. Концертное исполнение оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан”. С партией Дон Жуана в Равинии дебютирует английский баритон Кристофер Малтман. Донна Анна – Тамара Уилсон. Лепорелло – баритон сербского происхождения Давид Бизич. Командор – Кристин Сигмундссон. Дон Оттавио – Саймир Пиргу. Донна Эльвира – Ага Миколай. Церлина – Айлин Перес. ЧСО и Чикагским симфоническим хором дирижирует Дж.Конлон (хормейстер – Дуайн Вольф). Режиссер – Давид Левкович.
Напомню, что оперой “Дон Жуан” открывается юбилейный, шестидесятый сезон Лирик-оперы Чикаго. Ставить спектакль будет художественный руководитель Goodman Theatre Роберт Фоллс.
15 августа, 1.00 pm. Павильон. Международный музыкальный фонд Ланг Ланга совместно с Midwest Young Artists Symphony Orchestra проводит концерт юных пианистов. Фрагменты из фортепианных концертов В.А.Моцарта, К.Сен-Санса, М.Равеля, Ф.Листа прозвучат в исполнении Шерри Лана, Эллиота Ву, Эвери Лин Гальяно, Мэттью Чана, Клайтона Бо Стивенсона. В заключение концерта прозвучит “Путеводитель молодого зрителя по оркестру” Б.Бриттена.
15 августа, 7.00 pm; 17 августа, 1.00 pm. Театр “Мартин”. Концертное исполнение оперы В.А.Моцарта “Женитьба Фигаро”. Состав основных солистов повторяет состав четырехлетней давности. В партии Фигаро в Равинию возвращается знаменитый канадский бас-баритон Джон Релайа. Сюзанна – Лизетт Оропеза. В этом сезоне она покорила весь мир великолепным исполнением партии Софи в “Вертере” Ж.Массне в Метрополитен-опере, где ее партнером был Йонас Кауфман. Трансляция оперы прошла в феврале. Графиня Альмавива – певица из Финляндии Сойле Исокоски. Граф Альмавива – Стефан Дежо (мы только что слышали его великолепный баритон в камерном концерте). Бартоло – Кристин Сигмундссон (единственный из певцов, он участвует в двух операх: “Женитьбе Фигаро” и “Дон Жуане”. ЧСО и Чикагским симфоническим хором дирижирует Дж.Конлон (хормейстер – Дуайн Вольф). Режиссер – Гарри Сильверстайн.
16 августа, 8.30 pm. Павильон. Традиционный ежегодный концерт американского эстрадного исполнителя Тони Беннетта. Его уникальное творческое долголетие поражает: первая успешная запись певца состоялась в 1951 году, а в 2011 году Беннетт с новым альбомом “Duets II” вновь возглавил чарт Billboard 200! Напомню, что 3 августа певцу исполнилось 88 лет! В концерте участвует Антония Беннетт. Подробности биографии и творчества Тони Беннетта – на его сайте https://tonybennett.com/.
17 августа, 8.30 pm. Павильон. Еще один традиционный для Равинии концерт. Музыканты из Швеции исполняют популярнейшие мелодии группы “ABBA”. Как всегда, в программе собраны только хиты!
Nota bene! Билеты на все концерты фестиваля можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Билеты в павильон на большинство концертов ЧСО продаются по цене $25, билеты на лужайку стоят $10. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета – $10.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
На фото: Кири Те Канава (фото – courtesy of Ravinia Festival)