Театральная компания “Sideshow” представляет спектакль “Глупая тра-та-та птичка” (вольный перевод автора статьи) по одноименной пьесе американского драматурга Аарона Познера – парафраз на темы пьесы Антона Чехова “Чайка”. Все персонажи нам хорошо известны, даже некоторые имена совпадают. Начинающий молодой режиссер театра Конрад пытается выбраться из тени матери, знаменитой в прошлом голливудской актрисы Эммы. Он бунтует против искусства, созданного ее поколением, и, как и его знаменитый предшественник Треплев, тоже ищет новые формы. Муза режиссера Нина влюбляется в любовника Эммы, известного писателя Дойла. Все страдают, все по-своему несчастны, каждый разочаровывается в любви… – в общем, знаменитые чеховские мотивы, вписанные в антураж современной Америки. В этом порой непочтительном парафразе на темы классической пьесы Познер позволяет себе полные юмора “буйные” сцены, неожиданные репризы, песни…
Аарон Познер – яркое имя на карте современного американского театра. Он родился в городе Мэдисон (штат Висконсин), вырос в Орегоне, получил образование в Северо-Западном университете (Эванстон, штат Иллинойс). Автор более двадцати пьес, написанных в течение двадцати пяти лет. Некоторые из них представляют собой адаптации известных классических произведений, например, двух романов Хаима Потока “Избранные” (“The Chosen”, более пятидесяти постановок по всему миру) и “Мое имя Ашер Лев” (“My Name is Asher, Lev”, премьера спектакля по этой пьесе готовится в TimeLine Theatre Company), сборника рассказов Курта Воннегута “Кто я сегодня?”, романа Эдмона Ростана “Сирано де Бержерак” (совместно с Майклом Холлингером). Есть у Познера и мюзиклы – “A Murder, a Mystery & a Marriage” по мотивам рассказа Марка Твена (композитор – Джеймс Сагг) и “The Gift of Nothing”.
Заканчивая Северо-Западный университет, Познер не думал о карьере драматурга. Он хотел повторить судьбу отца и стать профессором, но в какой-то момент понял, что хочет заниматься театром. В качестве человека, оказавшего на него влияние, Познер называет профессора актерского отделения университета, известного чикагского актера и режиссера Фрэнка Галати.
Все, что занимает центральное место в творчестве Познера, было сформировано в течение десяти лет, когда Познер был одним из основателей и художественным руководителем Arden Theatre в Филадельфии. Он поставил там более тридцати пяти спектаклей и научился, как он сам говорит, “ремеслу профессии”. В настоящее время Познер является одним из руководителей Folger Theatre в Вашингтоне и членом труппы Milwaukee Repertory Theater. Лауреат трех премий “Helen Hayes” за лучшую режиссуру за последние восемь лет. Все три спектакля – “Measure For Measure”, “The Two Gentlemen of Verona”, “Cyrano” – были поставлены в Folger Theatre. Сегодня Познер мотается по всей стране, ставя спектакли или присутствуя на премьерах своих пьес. В настоящее время он находится в городке Spring Green (штат Висконсин). Там в American Players Theatre в постановке Познера 8 августа состоялась премьера спектакля по пьесе Дж.Бернарда Шоу “Дилемма доктора”. (В скобках замечу, что в этом театре в августе-сентябре идет “Чайка” – не парафраз, а самая настоящая пьеса Чехова в новом переводе Кэрол Рокаморы). В планах Познера на будущий сезон – намеченная на январь в Theater J (Вашингтон) мировая премьера спектакля по пьесе “Life Sucks (Or the present ridiculous)” – еще одна вариация на чеховскую пьесу, на этот раз “Дядю Ваню”, где наш герой выступит в качестве автора и режиссера. Весной 2015 года Познер поставит в Folger Theatre пьесу Тома Стоппарда “Розенкранц и Гольденстерн мертвы”.
Аарон Познер живет в пригороде Вашингтона с женой Эрин и трехлетней дочкой Мейси.
Мировая премьера пьесы “Глупая тра-та-та птичка” состоялась в 2013 году в Woolly Mammoth Theatre Company (Вашингтон). Пьеса получила премии “Helen Hayes – Outstanding Resident Play” и “Outstanding New Play”. Совсем недавно пьеса шла на сцене театра в Лос-Анджелесе (The Theatre @ Boston Court). Спектакль Sideshow Theatre Company станет премьерой пьесы на Среднем Западе.
В недавней беседе с кинорежиссером, театральным и кинокритиком Сидни-Шанел Жоукинс (беседа была опубликована в июльском выпуске вашингтонского театрального журнала “The Playwright’s Playground”) Познер признался, что только с пьесы “Глупая тра-та-та птичка” он начал думать о себе как о драматурге: “Хотя я до сих пор строю свои пьесы “на костях” существующей литературы, мои вариации на чеховские темы совсем не благоговейные. Я не служу Чехову. Я подрываю, извращаю, занимаюсь деконструкцией его героев. Оригинальное произведение дает мне возможность личных исследований, позволяет мне высказаться по поводу вещей, которые меня глубоко волнуют и интересуют”. Познер говорит, что не любит показывать злодеев, его не интересуют “черно-белые” персонажи: “Мне нравится писать о неоднозначных людях и их неоднозначных поступках”. На вопрос интервьюера, почему он взялся за чеховский “ремикс”, драматург ответил так: “Я люблю Чехова теоретически, но очень редко доволен театральными инсценировками его пьес. Чехов был блестящим, проницательным, революционным автором, но потом… парадигма изменилась. Большинство пьес, написанных за последние сто лет, находятся в большом долгу перед его героями, но это огромное влияние привело к тому, что на смену радикализма пришел историзм и часто избитые темы и сюжеты. А мне хочется быть немного революционером. Я не претендую даже на крошечный процент чеховского гения, но я провел в театре более двадцати пяти лет, и хотелось бы думать, что я кое-что узнал о необъяснимом театральном чуде, называемом Игрой. Я написал честно о том, чем я действительно интересовался, в такой форме, которая бы разбудила, удивила, шокировала зрителя, которая заставила бы его немного приподняться в кресле, а не сонно сидеть, развалившись в нем… Я писал эту пьесу очень легко – процесс был захватывающим. Я не волновался – просто делал свое дело. Потом, во время репетиционного процесса, началась бесконечная доработка, изменение, дописывание, переписывание… Я только недавно окончательно закончил пьесу и вскоре буду ее публиковать. Я не могу возиться всю жизнь с одной пьесой – надо оставить что-то на следующую”. Аарон Познер рассказал, откуда появилось столь вызывающее название: “Название появилось раньше пьесы, года четыре тому назад. Я сказал это в шутку во время репетиций другой пьесы, во время разговора о Чехове. Потом, выходя из комнаты, добавил: “Я должен сделать свою пьесу об этих героях и назвать ее “Stupid Fucking Bird”. Друзья долго смеялись. С этого все и началось. В названии мне было важно показать, что я свободен в выборе, что мне не надо волноваться по поводу цензуры, и т.д. И люди, кажется, это понимают. Приятно иметь название, которое вызывает смех и точно описывает энергетику и динамику спектакля”.
Когда и как пишет Познер? ”Я пишу на компьютере. Пишу быстро, много и не волнуюсь по этому поводу. Знаю, что буду сокращать, поэтому просто пишу, пока пишется. Я понятия не имею, что такое дисциплина. У меня нет установленного времени. Есть сумасшедшая жизнь и почти трехлетняяя дочь. Пишу, когда могу: очень поздно ночью, очень рано утром, в поездах, в залах ожидания… Сцену вечеринки в третьем акте “…птички” я написал одной рукой, стоя у компьютера. Дочке было около восьми месяцев, она спала у меня на плече.”
Сидни-Шанел Жоукинс попросила Познера назвать трех любимых современных драматургов. “Я люблю Тома Стоппарда за широту и интеллект. Люблю Дункана Макмиллана, который написал интересную пьесу “LUNGS”. Люблю Чака Ми. Я бы не написал своих пьес, если бы не видел и не читал его удивительных работ. Я очень благодарен ему. И, конечно, есть очень, очень много других писателей. Надеюсь, у меня будет больше времени, чтобы прочитать и увидеть их работы. Новые пьесы невероятно вдохновляют, они позволяют идти театру в новом направлении. Я хочу быть частью этого движения.”
Постановщик спектакля “Глупая тра-та-та птичка” – выпускник университета Вирджинии и член Совета директоров Лиги театров Чикаго (the League of Chicago Theatres) Джонатан Грин. Среди его постановок – “The Golden Dragon”, “The Gacy Play”, “Heddatron”, “Midway Liquors”, “Theories of the Sun”, “Medea with Child”, “Everything Freezes: another winter’s tale”, “Dante Dies!”, “Mud” в Lookingglass Theatre, Steppenwolf Theatre, Chicago Dramatists, Theatre Seven of Chicago… В сезоне 2012-13 годов Грин впервые в США поставил в театре пьесу Роланда Шиммельпфеннига “Идоменей” (премия “Джефф” за лучший ансамбль). В планах режиссера на будущий сезон – спектакль по пьесе Анн Карсон “Антигоник”.
Композитор – Кристофер Лапорте.
В ролях: Мэтт Флетчер (Дев), Нина О’Кифе (Нина), Нейт Уилден (Кон), Кети Каролина Коллинс (Маш), Коди Проктор (Триг), Стейси Столц (Эмма), Норм Вудел (Сорн).
Говоря о пьесе-парафразе “Чайки”, вспоминается фильм французского режиссера Луи Малля “Ваня с 42-й улицы” (“Vanya on 42nd Street”, 1994) о том, как в течение пяти лет режиссер Андре Грегори репетировал с актерами-энтузиастами в полузаброшенном театре на 42-й улице в Нью-Йорке спектакль по пьесе А.Чехова “Дядя Ваня”. Глазами французского режиссера мы наблюдаем за тем, как американские актеры стремятся проникнуть в художественный мир Чехова, добиваясь порой неожиданного результата…
Чеховские герои не оставят нас и в новом сезоне. Летом 2015 года в Goodman Theatre состоится чикагская премьера спектакля “Ваня и Соня, и Маша, и Спайк” по одноименной пьесе Кристофера Дюранга, где мы снова встретимся с чеховскими героями (со всеми вместе, из главных четырех пьес) в новых, предлагаемых обстоятельствах.
Создатели спектакля “Глупая тра-та-та птичка” предупреждают: в течение представления на сцене будут различные шумовые эффекты, выстрелы, курение, обнаженка и многочисленное употребление того самого нецензурного слова, которое есть в названии. Спектакль идет 2 часа 30 минут с одним антрактом.
А теперь несколько слов о театральной компании “Sideshow”. Она образовалась в ноябре 2007 года на базе нескольких маленьких театров Чикаго. Отличительной особенностью репертуарной политики компании является открытие новых имен и представление в Чикаго неизвестной драмургии. Театр открылся имевшим большой успех спектаклем “Dante Dies!! (and then things get weird)”. Среди постановок театра – “Медея и ребенок” Джанет Бурровей (вариация на тему трагедии Эвирипида, сезон 2009-10 годов), “Незнакомая страна” Мэтта Флетчера, Кари Миллер, Майка Стила и Нейт Уилден (пьеса написана актерами театра, сезон 2011-12 годов), “Мария/Стюарт” (именно так, через наклонную черту пишется это название) Джейсона Грота (сезон 2012-13 годов). Подробности истории создания и сегодняшнего дня компании – на сайте www.sideshowtheatre.org.
Nota bene! Спектакль “Глупая тра-та-та птичка” идет с 16 августа до 21 сентября 2014 года в помещении Victory Gardens Richard Christiansen Theater. Заказ билетов – на сайте www.victorygardens.org, по телефону 773-871-3000 или в кассе театра по адресу: 2433 North Lincoln Avenue, Chicago, IL 60601.
PS.
С драматургией Аарона Познера мы прощаемся ненадолго. Так совпало, что через неделю после премьеры “…птички” в другом чикагском театре TimeLine Theatre Company покажут пьесу “Мое имя Ашер Лев” (“My Name is Asher, Lev”) – познеровскую адаптацию романа американского писателя Хаима Потока. Об этом спектакле – в следующем выпуске Театрального Чикаго.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
На фото – автор пьесы Аарон Познер