Риккардо Мути уходит из Римской оперы, но остается с Чикагским оркестром
На прошлой неделе новостью номер один стало заявление музыкального руководителя Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) Риккардо Мути об уходе из Римской оперы. Маэстро отказался работать над двумя операми нового сезона: “Аидой” Дж.Верди (премьера намечена на 27 ноября) и “Женитьбой Фигаро” В.А.Моцарта (премьера должна состояться весной 2015 года). Решение Мути связано с конфликтами внутри коллектива и сокращением финансирования театра. “Там нет условий, чтобы обеспечить мне спокойствие, необходимое для успешной работы”, – сказал маэстро итальянским СМИ. Конфликты в Римской опере продолжались все последние годы. В феврале чуть не сорвалась премьера оперы “Манон Леско” Дж.Пуччини в постановке дочери дирижера Кьяры Мути. Ну а последней каплей, наверно, стала сорванная премьера “Богемы” Дж.Пуччини летом этого года, когда оркестр Римской оперы отказался играть и объявил забастовку. Из-за подобных конфликтов после почти двадцати лет руководства Риккардо Мути был вынужден уйти из Ла Скала, и ему вовсе не хочется новых неприятностей. В 2007 году его друг – мэр Рима – приглашал его возглавить театр, но маэстро отказался, одновременно приняв предложение ЧСО.
В 2008 году Риккардо Мути все же согласился работать в Риме и с тех пор дирижировал в театре двумя операми в год. Всего он проработал в Римской опере шесть лет и сохраняет титул почетного пожизненного директора театра. Маэстро отметил, что все свое время в Италии намерен посвятить основанному им Молодежному оркестру. В Римской опере надеются, что Мути еще может передумать, а в Чикаго радуются тому, что сейчас ЧСО без конкурентов может наслаждаться продолжающимся пятый год “романом” с дирижером.
Четвертый совместный альбом ЧСО и Риккардо Мути
Выходит в свет новый совместный альбом ЧСО и Риккардо Мути (CSO Resound Label) с записью Сюиты С.Прокофьева из балета “Ромео и Джульетта”. Десять частей сюиты хронологически воспроизводят сюжет балета Прокофьева и трагедии Шекспира.
Во время первого в США исполнения фрагментов балета в 1937 году Прокофьев сам дирижировал ЧСО. Это был последний приезд Прокофьева в Чикаго. Перед концертом он дал интервью корреспонденту газеты “The Chicago Tribune”. Беседа проходила за обедом в одном из ресторанов в центре Чикаго. Поедая яблочный пирог (это особо отметил журналист), Сергей Сергеевич рассуждал о “новой мелодической линии” балета и том влиянии, которое “Ромео и Джульетта” окажет на будущие поколения композиторов. После премьеры музыкальный критик газеты “The Chicago Herald-Examiner” написал: “Из всех современников у этого русского композитора самый точный дар мелодиста, самая подлинная техника контрапункта и наиболее творческое использование диссонанса”. После премьеры бессмертная музыка Прокофьева исполнялась оркестром часто. Только за последнее время мы слышали ее в 2011 и 2013 годах в Чикаго. Оркестр исполнял сюиту во время европейских туров в 2011 и 2014 годах.
Запись сюиты сделана в октябре 2013 года в Симфоническом центре. В продаже во всем мире альбом появился 23 сентября. В США диск поступит в продажу 14 октября, но уже сейчас его можно приобрести в музыкальном магазине при Симфоническом центре. Продюсер – Дэвид Фрост, лауреат премии Грэмми-2013 в категориях “Продюсер года, классическая музыка” и “Лучшая работа инженера, классическая музыка”. Продолжительность альбома – 48 минут 50 секунд.
“Ромео и Джульетта” – четвертый совместный альбом ЧСО и Риккардо Мути. Первый – “Реквием” Дж.Верди – был выпущен в 2010 году. Он был удостоен двух премий “Грэмми”: в категориях “Лучший альбом классической музыки” и “Лучшее хоровое исполнение”. За ним последовали запись концертного исполнения оперы Дж.Верди “Отелло” (этот диск получил Международную оперную премию) в 2013 году и альбом “Riccardo Muti Conducts Mason Bates and Anna Clyne” (2014 год), в котором ЧСО исполнил сочинения композиторов-резидентов Мэйсона Бейтса и Анны Кляйн.
Варшава-Люксембург-Париж-Вена: новое европейское турне ЧСО
В октябре ЧСО отправится в очередное европейское турне. Большинство исполняемых произведений мы слышали совсем недавно в Чикаго. Перед вами – маршрут и программы концертов.
20 октября в Filharmonia Narodowa в Варшаве состоится первый в истории ЧСО концерт в Польше. В программе: Concerto in modo antico для трубы, двух арф, клавесина и струнного оркестра Анджея Пануфника (солист – концертмейстер секции труб ЧСО Кристофер Мартин), Сюита из балета “Жар-птица” (версия 1919 года) И.Стравинского, Третья (“Рейнская”) симфония Р.Шумана. Подобно тому, как в Санкт-Петербурге маэстро Мути исполнял симфонию Шостаковича (в городе композитора и оркестра Мравинского на это решится далеко не каждый!), в Польше дирижер покажет концерт одного из самых значительных и, к сожалению, недооцененных польских композиторов. 21 октября в филармонии Люксембурга оркестр исполнит симфоническую фантазию “Буря” П.Чайковского, Три симфонических эскиза “Море” Клода Дебюсси, “Божественную поэму” А.Скрябина. 23 октября – концерт в Женеве, в котором после произведений Чайковского и Дебюсси прозвучит Третья (“Рейнская”) симфония Р.Шумана. Последние выходные октября ЧСО отметит выступлениями в крупнейшем концертном зале Парижа “Плейель” (Salle Pleyel). Программы разные: 25 октября – увертюра Ф.Мендельсона “Морская тишь и счастливое плавание”, “Море” К.Дебюсси, “Божественная поэма” А.Скрябина; 26 октября – “Буря” П.Чайковского, Сюита из балета “Жар-птица” (версия 1919 года) И.Стравинского, Третья (“Рейнская”) симфония Р.Шумана.
Европейское турне чикагского оркестра завершится в Вене – столице классической музыки. Во время недельных гастролей ЧСО исполнит три разные программы. 28 и 29 октября оркестр повторит парижские программы, а 1 и 2 ноября с хором “Wiener Singverein” прозвучит “Реквием” Дж.Верди. Солисты: Татьяна Сержан, сопрано (в прошлом сезоне мы слышали ее в партии леди Макбет в концертном исполнении оперы Дж.Верди “Макбет”); Екатерина Губанова, меццо-сопрано (на прошлой неделе она участвовала в первой программе ЧСО нового сезона – Девятой симфонии Л.ван Бетховена); Петр Бечала, тенор; Риккардо Занеллато, бас. Все концерты пройдут в легендарном зале “Musikferein”.
3 ноября ЧСО возвращается в Чикаго. Первый концерт оркестра после европейского турне запланирован на 7 ноября, а маэстро приедет в Чикаго после Нового года. Первый концерт ЧСО под управлением Риккардо Мути в 2015 году состоится 15 января.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты сезона можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
На фото: Риккардо Мути. Фото – Тодд Розенберг