28-29 ноября, 8.00 pm; 30 ноября, 3.00 pm. “Pixar in Concert” – так называется программа, в которой Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) под управлением Ричарда Кауфмана исполнит фрагменты из музыкальных произведений, звучащих в фильмах студии “Pixar”. Основанная в 1979 году Джорджем Лукасом студия снимает фильмы в жанре компьютерной анимации. Среди них такие популярные картины, как “История игрушек” (“Toy Story”, 1995), “Корпорация монстров” (“Monsters, Inc.”, 2001), “Рататуй” (”Ratatouille”, 2007), “Валл-И” (“WALL·E”, 2008), “Вверх” (“Up”, 2009).
29 ноября, 3.00 pm. Стало доброй традицией в конце ноября встречать один из старейших хоров мира, символ Австрии – Венский хор мальчиков. В этом году, как и прежде, мы услышим классические и современные произведения, рождественские и австрийские народные песни.
В 1498 году по приказу императора Максимилиана Первого в составе Венской придворной капеллы появились шесть юношей. Этот год принято считать годом образования хора, хотя до начала XX века разделения на взрослый и детский хоры не было. С Венской придворной капеллой работали Кристофер Виллибальд Глюк и Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Сальери и Антон Брукнер, в капелле пели Франц Шуберт и дирижер Ганс Рихтер. В своем нынешнем виде хор функционирует с 1921 года, когда по инициативе дирижера Йозефа Шнитта из общего состава хора Венской оперы была выделена капелла мальчиков. С 1926 года хор начинает гастролировать по всему миру. Уже в 1927 году состоялись первые гастроли коллектива в Берлине (дирижер – Эрик Кляйбер), Праге и Цюрихе, в следующем году хор отправился в Грецию и Латвию. Затем последовали первые гастроли в США (1932 год), Австралии (1934 год) и Южной Африке (1936).
Годы Второй мировой войны – позорная страница в истории хора. За свои антинацистские высказывания был уволен Шнитт, а новый руководитель коллектива, дирижер Фердинанд Гроссман заставил участников выступать с нацистской свастикой. В 1944 году хор был распущен, а после окончания войны в возрожденный хор вернулся Йозеф Шнитт.
Сегодня в составе хора – около ста мальчиков в возрасте от десяти до четырнадцати лет, разделенные на четыре группы. В течение года хор дает около трехсот концертов по всему миру. Аудитория хора составляет до полумиллиона человек ежегодно.
Участники хора выступают в разных оперных театрах мира, чаще всего – в Венской опере. Руководитель хора – доктор Юджин Джессер. Художественный руководитель – Джеральд Вирт.
2-3 декабря, 7.30 pm. Знаменитый американский мужской хор “Шантеклер” (Chanticleer) из Сан-Франциско представляет праздничную, рождественскую программу, которая так и называется – “Рождество”.
Хор “Шантеклер” часто называют “оркестром голосов”. Он состоит из двух басов, одного баритона, трех теноров и шести контртеноров (три альта и три сопрано). Хор был создан в 1978 году усилиями тенора Луиса Ботто. В 2000 году хор был удостоен премии “Грэмми” за лучший камерный ансамбль, а в 2008 году журналом “Musical America” был назван Ансамблем года.
Обратите внимание. Концерты хора пройдут в помещении Fourth Presbyterian Church по адресу: 126 East Chestnut Street, Chicago, IL 60611.
4 и 6 декабря, 8.00 pm; 5 декабря, 1.30 pm; 9 декабря, 7.30 pm. “Щелкунчик и Петрушка”. ЧСО играет балетную и симфоническую музыку русских композиторов. В программе: фрагменты из балета “Щелкунчик” П.Чайковского, музыка из балета “Петрушка” И.Стравинского, Одиннадцатая (“1905 год”) симфония Д.Шостаковича.
За дирижерским пультом – маэстро из Германии Инго Метцмахер. Он родился в Ганновере. С 1997 по 2005 годы занимал пост музыкального руководителя Гамбургской оперы, с 2005 по 2008 годы был главным дирижером Нидерландской оперы, с 2007 по 2010 годы – главным дирижером и художественным руководителем Немецкого симфонического оркестра Берлина.
Инго Метцмахера в Европе знают как страстного пропагандиста современной и русской музыки. Несколько лет назад в интервью перед выступлением в Москве он сказал: “Я интересуюсь русской музыкой, русским искусством на протяжении всей жизни. Русское искусство стало появляться в Германии в начале XX века, после революции, когда художники, наконец, получили свою долю свободы. В это время появилось множество интереснейших композиторов: Мосолов, Вышнеградский, Обухов, Лурье… Они пытались заполнить музыкальную нишу своим творчеством, выискивая собственные пути. В один из дней мне захотелось все это изучить. Тогда я открыл для себя Попова, конечно же, я знаю Шнитке, но, к сожалению, много музыки я пропустил – композиторов, который творят сегодня… Германию всегда привлекала русская музыка, русская культура. Наши культуры близки. Близки по духу. Мы пережили тяжелые времена, любим пребывать в меланхолии, грезах…”. Говоря о Шостаковиче, Метцмахер отметил: “ В его музыке есть практически все – и тишина, когда ничего не движется, и одиночество, и нежность…”. Последний раз в Чикаго Инго Метцмахер выступал более десяти лет назад.
За час перед началом концертов в помещении Симфонического центра (4 и 6 декабря, Grainger Ballroom; 5 и 9 декабря, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы журналистки и музыковеда Лауры Стенфилд Причард об исполняемых произведениях.
Nota bene! Билеты на все концерты в Чикагском симфоническом центре можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
На фото: Венский хор мальчиков. Фото – Лукас Бек