6 декабря второй раз за шестидесятилетнюю историю Лирик-оперы будет поставлена опера Г.Доницетти “Анна Болейн”.
Действующие лица и исполнители:
Анна Болейн – Сондра Радвановски,
Генрих Восьмой – Джон Релайа,
Джованна Сеймур – Джейми Бартон,
Лорд Ричард Перси – Брайан Хаймел (дебют в Лирик-опере),
Сметон – Келли О’Коннор.
Дирижер – Патрик Саммерс (дебют в Лирик-опере).
Режиссер-постановщик – Кевин Ньюбери (дебют в Лирик-опере).
Новая, совместная постановка Лирик-оперы и Оперы Миннесоты.
6 декабря – 16 января 2015 года (восемь спектаклей).
Продолжительность спектакля – 3 часа 25 минут.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
“Когда у меня в голове рождается комическая музыка, я чувствую неотвязное сверление в ее левой стороне, когда же серьезная – я чувствую то же сверление справа”, – утверждал композитор Гаэтано Доницетти с беспечной эксцентричностью, желая показать, с какой легкостью возникали у него самые неожиданные идеи. В Италии рассказывают такую байку о нем. Однажды в его присутствии зашел разговор о том, что Россини сочинил своего “Севильского цирюльника” за двадцать дней. “Это невозможно! – заявил один из собеседников. – Полагаю, Россини просто приврал.” Спросили у Доницетти, каково его мнение по этому поводу. ”Целых двадцать дней? – удивился композитор. – Вполне возможно. Россини всегда писал медленно.”
Доницетти сочинял оперы очень быстро. Всего их у него семьдесят. Многие из них давно не ставились, другие прочно забыты. Например, мало кто знает, что композитором написаны три оперы на сюжеты из русской жизни. В основе двух – “Петр Великий, русский царь” и “Саардамский бургомистр” – лежат эпизоды из жизни Петра Первого, а третья – “Восемь дней в двух часах, или Сибирские изгнанники” – рассказывает о похождениях польского эмигранта Беневского, бежавшего на Камчатку. Однако у Доницетти достаточно опер, которые пережили свое время и продолжают оставаться украшением оперных сцен. В случае с операми “Любовный напиток”, “Дон Паскуале”, “Дочь полка” у композитора было (я возвращаюсь к первой цитате) “сверление в левой стороне головы”. Музыка этих опер легкая, веселая, энергичная, остроумная. А вот историческая трилогия Доницетти о династии Тюдор (“тюдоровский цикл”) явно получилась у Доницетти от “сверления справа”. Оперы “Анна Болейн”, “Мария Стюарт” и “Роберто Деверо” – это совсем другой Доницетти: глубокий, серьезный, трагический. Между тем на момент написания “Анны…” Доницетти едва исполнилось тридцать семь лет.
…Осенью 1830 года лучшие музыкальные силы Италии – певцы, первый либреттист Феличе Романи, композиторы Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти – оказались в миланском театре Каркано, который был в те годы главным конкурентом Ла Скала. Для Беллини Романи написал “Сомнамбулу”, для Доницетти – “Анну Болейн”. Это была их третья совместная работа (всего Доницетти создал на либретто Романи десять опер, в том числе “Любовный напиток” и “Лукрецию Борджа”). В основе сюжета “Анны…” – две пьесы: “Анна Болейн” (1788) итальянского поэта графа Алессандро Пеполи и “Генрих VIII” (1791) французского драматурга Мари Жозефа Шенье. Либретто “Анны Болейн” должно было быть готово к концу сентября, однако перегруженный работой Романи опоздал и передал композитору текст лишь 10 ноября. Ровно через месяц начались репетиции, а 26 декабря состоялась премьера. Присутствовавший на спектакле Михаил Глинка, по его собственным словам, “утопал в восторге”. Особенное впечатление произвела на него финальная сцена сумасшествия героини.
“Анна Болейн” стала началом мировой славы Доницетти, однако эта опера не стала популярной. Как мне кажется, во многом это произошло из-за вокальных сложностей. Партия Анны Болейн – одна из самых сложных в репертуаре сопрано. К тому же, чтобы решиться на постановку, театру необходимо иметь три хороших равноценных голоса, а это далеко не всем по силам. Из постановок XX века стал знаменитым только спектакль Лукино Висконти с Марией Каллас в главной партии (Ла Скала, 1957 год). Эталонной признана запись студии EMI с Каллас, Никола Росси-Лемени (тот самый, который в 1954 году с Дон Жуаном открывал первый сезон в Лирик-опере) и Джульеттой Симионато. В Чикаго “Анну Болейн” ставили всего однажды – в сезоне 1985-86 годов. Спектакль стал бенефисом выдающейся оперной певицы Джоан Сазерленд. Последняя крупная постановка “Анны…” относится к 2011 году, когда оперой Доницетти открылся очередной сезон Метрополитен-оперы. “Анна Болейн” никогда прежде не шла на сцене МЕТ, это была премьера театра. Помню, шума в Нью-Йорке было тогда много: ажиотаж у входа в театр, толпы поклонников, гигантские экраны на Таймс-сквер и у Линкольн-центра, прямые включения с площади перед театром на главных телевизионных каналах, надписи у касс “Все билеты проданы”. Главные партии английский режиссер Дэвид Маквикар отдал российским исполнителям: Анна Болейн – Анна Нетребко, Джованна Сеймур – Екатерина Губанова, Генрих Восьмой – Ильдар Абдразаков. В Лирик-опере “русской” станет “Тоска” – там мы встретимся одновременно с четырьмя нашими соотечественниками. Но это будет в январе 2015 года. А в “Анне Болейн” команда собралась, в основном, американская. В главной партии – старая знакомая Чикаго Сондра Радвановски. За последние десять лет мы слышали ее много раз. Вспоминаются “Женитьба Фигаро” и “Эрнани”, “Трубадур” и “Бал-маскарад”… Последний раз она была замечательной Аидой в сезоне 2011-12 годов.
В партии Джованны Сеймур – Джейми Бартон. Об этой американской певице заговорили в июне 2013 года после ее убедительной победы на конкурсе оперных певцов Би-Би-Си в Кардиффе. Это был второй случай в истории, когда победитель стал лауреатом двух главных премий. В числе последних достижений певицы – партии Фрики в “Золоте Рейна” в Хьюстонской опере и Адальжизы в “Норме” в МЕТ. Партию Джованны Сеймур Джейми Бартон исполняет впервые. С режиссером чикагского спектакля Кевином Ньюбери и Сондрой Радвановски Бартон встречалась совсем недавно, несколько месяцев назад. Дуэт Радвановски (Норма) – Бартон (Адальжиза) открывал новый сезон Оперы Сан-Франциско в новой “Норме”, поставленной Ньюбери.
Бас-баритон из Канады Джон Релайа готовится к партии короля Генриха Восьмого. Мне он запомнился в партии Фигаро в концертном исполнении оперы Моцарта этим летом в Равинии.
У американского тенора из Нового Орлеана (там, как видите, есть не только джазисты, но и оперные певцы) Брайана Хаймела – двойной дебют: в Лирик-опере и в партии лорда Перси. В июле 2012 года он в последний момент заменил Йонаса Кауфмана в партии Энея в “Троянцах” Г.Берлиоза в Ковент-гардене, а в декабре того же года – Марчелло Джордани в этой же партии в МЕТ. Дебюты в крупнейших оперных театрах мира прошли с большим успехом, и сейчас Хаймел не испытывает недостатка в контрактах.
За дирижерским пультом – художественный и музыкальный руководитель Хьюстонской оперы Патрик Саммерс. Это его дебют в Лирик-опере.
Тему “Анны Болейн” я продолжу в декабре в этой рубрике и на волне “Реклама-радио” в моей программе “Свободный стиль”.
Nota bene! Билеты на оперу “Анна Болейн” и на другие оперы сезона 2014-15 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
На фото: Сондра Радвановски – Анна Болейн (Вашингтонская национальная опера, 2012 год). Фото – Кейд Мартин