18 декабря, 3.00 pm. Концерт группы медных инструментов Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). В программе – сочинения, специально написанные для медных инструментов, в том числе Первая интерлюдия “Зигфрид” австралийского композитора Мэтью Хиндсона, симфоническая поэма Яна Сибелиуса “Финляндия” (обработка для медных инструментов Крейнс) и “Фанфары, марши, гимны и финал” американского композитора Брюса Бротона.
18 и 20 декабря, 8.00 pm; 19 декабря, 1.30 pm. Последние концерты ЧСО в 2014 году. Конец года, настроение предпраздничное, и программа оркестра под стать настроению – мажорная и слегка легкомысленная. Судите сами: симфоническая сюита из кинофильма “Поручик Киже” С.Прокофьева, концерт для ударных инструментов “Veni, Veni, Emmanuel” командора Ордена Британской империи, шотландского композитора Джеймса Макмиллана (солистка – концертмейстер ударных инструментов ЧСО Синтия Йе), симфоническая поэма “Sensemayá” мексиканского композитора начала XX века Сильвестра Ревуэльтаса, Концерт для оркестра польского классика Витольда Лютославского.
За дирижерским пультом ЧСО – маэстро Карлос Мигель Прието. Выпускник Принстонского и Гарвардского университетов, он является музыкальным руководителем четырех оркестров: Национального симфонического оркестра Мексики, оркестра Минерия в родном Мехико, Луизианского филармонического оркестра и, с 2011 года, YOA Orchestra of the Americas в США.
Дирижер Михаил Архипов в своей работе “Сюита Сергея Прокофьева “Поручик Киже” (ор. 60): некоторые вопросы композиции и оркестровки” пишет, что еще до своего возвращения, в 1933 году, композитор получил заказ от дирекции Белгоскино на написание музыки к фильму. “Инициаторами предложения выступили Ю.Тынянов и консультант фильма Г.Козинцев, однако руководство Белгоскино было против, так как в то время в Ленинграде Прокофьев бывал наездами, и это могло мешать съемкам. В конце концов, директору картины удается уладить все вопросы и с композитором начали переговоры. После первой встречи Прокофьев наотрез отказался участвовать в создании киномузыки, мотивируя свой отказ тем, что он “никогда не писал и не знает “с чем это едят”. Однако, прочитав сценарий, заинтересовался, а после встречи с создателями фильма (которая длилась почти шесть часов), дал свое согласие. О работе над фильмом Прокофьев пишет в своей “Автобиографии”: “По возвращении в Москву я с удовольствием принялся за музыку к фильму “Поручик Киже”. У меня как-то не было никакого сомнения относительно музыкального языка для этого фильма”.
Интересно, что на записи музыки оркестром дирижировал молодой Исаак Дунаевский.
Популярность музыки к кинофильму “Поручик Киже” стала поистине фантастической: написанная на ее основе симфоническая сюита постоянно исполняется во всем мире (существует порядка двадцати различных аудиозаписей), на эту музыку поставлены балеты в Нью-Йорке (Метрополитен-опера, 1942 год, хореограф – М.Фокин) и в Москве (Большой театр, 1963 год, хореографы – О.Тарасова и А.Лапаури). Английский рок-музыкант Стинг использовал фрагмент мелодии второй части сюиты (“Романс”) в песне “Russian’s” в своем первом альбоме “Dream of the Blue Turtles” (1985 год). (Я опять цитирую статью М.Архипова.)
Концерт “Veni, Veni, Emmanuel” Джеймс Макмиллан сочинил специально для шотландской перкуссионистки Эвелин Гленни. Премьера состоялась 10 августа 1992 года в Лондоне. Гленни исполнила этот концерт с Шотландским камерным оркестром. Концерт является наиболее часто исполняемым произведением композитора.
Сильвестра Ревуэльтаса называют величайшим композитором Мексики XX века. Интересно, что музыкальное образование он получил в Чикагском музыкальном колледже (Chicago Musical College) при университете Рузвельта.
За час перед началом концертов в помещении Симфонического центра (18 и 19 декабря, Armour Stage; 20 декабря, Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера и музыковеда Уильяма Уайта об исполняемых произведениях.
28 декабря, 2.30 pm. Еще один традиционный (он проходит в семнадцатый раз) – на этот раз новогодний – концерт “Салют Вене”. В программе – вальсы и польки композиторов семьи Штраус, а также любимые мелодии из классических оперетт, среди которых – “Летучая мышь” и “Веселая вдова”. Исполнители – The Chicago Philharmonic под управлением австрийского дирижера Александра Стейница, танцоры из труппы “Венский имперский балет” и компании “International Champion Ballroom Dancers”, солисты: сопрано Ребекка Нелсен (Вена) и тенор Эдуардо Аладрен (Мадрид). Подробности предстоящего концерта вы найдете на сайте http://salutetovienna.com/.
После новогодних праздников (8-10 января) нас ждет встреча с дирижером Василием Петренко и пианистом Полом Льюисом. В программе: Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт Л.ван Бетховена и Симфонические танцы С.Рахманинова. 15 января в Чикаго возвращается музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути. Мы услышим много русской музыки: П.Чайковский, С.Прокофьев, А.Скрябин… Музыкальная жизнь в Чикаго продолжается!
Nota bene! Билеты на все концерты в Чикагском симфоническом центре можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин