Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана снова приезжает в Чикаго! Эта новость, уверен, обрадует многих любителей балетного искусства. Хореограф представляет новый балет “Up & Down”, созданный по роману Ф.С.Фицджеральда “Ночь нежна”. Вот что рассказывает о балете сам Борис Эйфман: “Наша судьба соткана из жестоких парадоксов. Богатство может быть невыносимее самой страшной нищеты, а ясный и острый ум оказывается беззащитен перед хаосом бессознательного. Подобную истину прекрасно знал Фрэнсис Скотт Фицджеральд, чей роман “Ночь нежна” вдохновил меня на создание балета “Up & Down”. Этот спектакль – трагическая и одновременно ослепительно яркая хроника духовной гибели человека. История о том, как извечная мечта о счастье оборачивается крушением, а внешне красивая и беззаботная жизнь, протекающая под ритмы джаза, – кошмаром. У главного героя балета – обаятельного светского персонажа и талантливого психиатра – есть все, чтобы реализовать свой дар, сделать блестящую научную карьеру. Однако в мире, подчиненном власти денег и темных инстинктов, подлинная гармония невозможна. Царство роскоши, в которое погружается доктор, оказывается гибельной трясиной. Крахом увенчивается попытка найти равновесие между собственным внутренним миром и внешней реальностью. Уступка за уступкой – и герой утрачивает свое “Я”, фактически оставляя профессию и превращаясь в сиделку при полубезумной жене. Его сознание, харизма, карьера разрушаются. Потеряв все, доктор становится изгоем в обществе, где слабым нет места. Личность, забывающая о собственной миссии, уничтожающая свой талант, обречена на катастрофу, а компромисс с коварным, наполненным соблазнами миром всегда губителен. Именно о роковых последствиях, к которым приводит предательство человеком самого себя, призван напомнить балет “Up & Down”.
Свой первый хореографический номер Борис Эйфман сочинил в тринадцать лет. По этому случаю он завел специальную тетрадь под названием “Мои первые спектакли”. На первой странице было написано следующее: “Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества”. В тринадцать лет будущий балетмейстер понял, что может СОЧИНЯТЬ балеты, а не только танцевать их. Эйфман начал серьезно думать о профессиональных занятиях балетом. Сразу после окончания балетной школы он поступил на балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории и окунулся в насыщенную балетную жизнь. Ему повезло вдвойне, потому что он сблизился с выдающимся балетмейстером Леонидом Якобсоном. Но Эйфман не работал у Якобсона. Будучи студентом консерватории, он был приглашен в Вагановское училище, проработал там десять лет как хореограф, сочиняя новые произведения для студенческих концертов. Его дипломной работой стал балет “Гаянэ” на музыку Арама Хачатуряна, поставленный в Малом оперном театре. Это было блистательное начало творческого пути Эйфмана. С этим спектаклем он дебютировал за границей, в польском городе Лодзь. Он ставил в Кировском театре и за рубежом, но до 1977 года у него не было возможности поставить именно свой балет – он всегда выполнял заказы тех, кто его приглашал. И вот в 1977 году Эйфману предложили создать свою небольшую труппу при Ленконцерте. Театр “Новый балет” (таково первое название театра балета Бориса Эйфмана) побывал на гастролях в Москве, имел громкий успех. Но Ленинградскому обкому и лично товарищу Романову это не понравилось. Первые десять лет артисты театра репетировали в спортивных залах. Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленьким коллективом Эйфман сумел произвести сильнейшее впечатление первой же программой, в которую вошли спектакли “Только любовь” Р.Щедрина, “Искушение” Р.Уэйкмана, “Под покровом ночи” Б.Бартока, “Прерванная песня” И.Калныньша, “Двухголосие” Д.Баррета (в этой композиции звучала музыка из репертуара группы “Пинк Флойд”). Очевидцы до сих пор вспоминают эту программу, как потрясение. Эйфман рассказывает, что он репетировал в трех точках Ленинграда: утром – в одном микрорайоне, днем – в другом, вечером – в третьем. Это было ужасно трудно для артистов. Когда балетмейстер решил поставить “Мастера и Маргариту”, он думал, что это будет его “лебединая песня”, потому что дальше так существовать было невозможно. Театр показывал балет “Поединок” по повести Куприна три или четыре раза, а на худсовете говорили, что после этого спектакля возрастет дезертирство в армии, говорили: “Вы покалечите молодые души наших ребят”. Когда они показывали “Фигаро”, ему говорили, что это не хореография, а порнография… И так далее…
А потом все изменилось. “Другие времена настали наконец-то”, – как пел Юлий Ким. В 1987 году балет Эйфмана “Мастер и Маргарита” был принят худсоветом “на ура”. И тогда те, кто буквально полгода назад его травили, стали говорить, что “вот, наконец-то появилось искусство, адекватное времени”. Так Эйфман превратился в авангардиста и модного балетмейстера.
Сегодня в репертуаре театра Эйфмана более пятидесяти созданных им балетов. Жанровое разнообразие спектаклей поразительно: балеты-притчи и балеты-биографии, балеты-драмы и балеты-буфф, рок-балеты и балеты-сказки, балеты-романы и балеты-библейские легенды. Велико и жанровое разнообразие постановок: полнометражные одноактные спектакли, камерные балеты, хореографические миниатюры. Эйфман первым на балетной сцене обратился к творчеству Достоевского, поставив спектакль “Идиот” на музыку Шестой симфонии Чайковского. Не менее ярким явлением в балетной жизни стал спектакль Эйфмана “Чайковский” – дерзкая попытка проникнуть в сложнейший духовный мир гения. В спектакле “Дон Кихот, или Фантазии безумца” смелая фантазия балетмейстера преображает хорошо знакомую музыку Минкуса. В 1995 году Эйфман снова возвращается к творчеству Достоевского, поставив балет “Карамазовы” на музыку Рахманинова, Вагнера и Мусоргского. Хореограф один за другим выпускает новые спектакли: “Красная Жизель” на музыку Чайковского, Бизе и Шнитке, посвященный великой русской балерине Ольге Спесивцевой; “Мой Иерусалим”, навеянный посещением Израиля; “Русский Гамлет” – балет о царевиче Павле, сыне Екатерины Великой; “Кто есть кто” – спектакль об истории эмиграции начала ХХ века. Недавно Эйфман показал хореографическую трилогию, созданную на основе шедевров русской литературы, – “Анна Каренина” Л.Толстого, “Чайка” А.Чехова и “Евгений Онегин” А.Пушкина. В репертуаре Эйфмана – балеты “По ту сторону греха”, “Реквием”, “Роден”. Эйфман сам пишет либретто, сам создает музыкальную, световую и цветовую партитуры спектакля, и, конечно, хореографический текст. Он и драматург, и режиссер-постановщик, и хореограф. Он говорит, что это очень просто – переводить свои любимые книги на язык танца.
По его словам, балет “Up & Down” стал квинтессенцией „балетно-психологической эпопеи“ литературных балетов.
Премьера балета “Up & Down” состоялась в январе 2015 года на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Предстоящие выступления станут для спектакля американской премьерой.
В главных партиях: Любовь Андреева и Олег Габышев. В балете использована музыка из произведений Дж.Гершвина, Ф.Шуберта, А.Берга. Декорации – Зиновий Марголин.
Костюмы – Ольга Шаишмелашвили. Свет – Глеб Фильштинский и Борис Эйфман.
Выступления в Чикаго проходят в рамках двухмесячного тура, в течение которого Театр балета Эйфмана выступит в Монреале, Торонто, Миннеаполисе, Бостоне, Нью-Йорке, Вашингтоне, Коста-Месе и Лос-Анджелесе. Предстоящие гастроли станут самым продолжительным североамериканским туром петербургского коллектива за всю историю его существования. Организатором гастролей является компания Ardani Artists.
Об истории и сегодняшнем дне Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана читайте на сайте http://www.eifmanballet.ru/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящем спектакле.
Nota bene! Гастроли Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана со спектаклем “Up & Down” состоятся с 8 по 10 мая 2015 года в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Congress, Chicago, IL, 60605. Заказ билетов – по телефону 800-982-2787, на сайте http://auditoriumtheatre.org или в кассе театра.
.
Сергей Элькин