15 июля, 6.30 pm. Балетная музыка Стравинского и Прокофьева – в концерте Оркестра Грант-парка под управлением Тьери Фишера. В программе: “Симфония в трех частях” И.Стравинского и фрагменты музыки из балета С.Прокофьева “Ромео и Джульетта”.
Балетное творчество Игоря Стравинского неразрывно связано с именем Джорджа Баланчина. Сотрудничество композитора и хореографа насчитывает двадцать семь балетов. Они познакомились в 1925 году в Ницце во время репетиций балета “Песнь соловья”, быстро нашли общий язык и стали друзьями. Симфония в трех частях написана Стравинским сразу после окончания Второй мировой войны. Мысль о том, что она может быть использована в качестве музыки к балету, пришла в голову композитору во время встречи с Баланчиным, но понадобилось четыре десятилетия, чтобы претворить его идею в жизнь. Премьера балета состоялась 18 июня 1972 года в Нью-Йоркском городском балете (New York City Ballet) в рамках фестиваля музыки Стравинского. То же самое случилось с Большим концертным дуэтом – сочинением, посвященным ученику Леопольда Ауэра, блистательному скрипачу Самуилу Душкину. Он был первым исполнителем написанного для него Скрипичного концерта. На премьере в Берлине в 1931 году оркестром дирижировал сам композитор. В течение нескольких следующих лет Стравинский и Душкин объездили с выступлениями всю Европу. Специально для этих гастролей и был написан Большой концертный дуэт. На одном из концертов в числе слушателей был Джордж Баланчин. Тогда он еще не думал о том, что спустя четыре десятилетия вернется к этой музыке.
Премьера балета прошла на том же фестивале музыки Стравинского в 1972 году.
Баланчин отрицал сюжет. Он говорил, что главное в балете – музыка и движения: “Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика – его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций – смена света. Танец выражает все с помощью только лишь музыки”. Поражающий простотой и силой двадцатидвухминутный балет “Симфония в трех частях” аккумулирует в себе все лучшее, что есть в музыке Стравинского и хореографии Баланчина. Музыка и движения в этой Симфонии доведены до совершенства, сливаясь в одно целое, и солистам остается лишь добросовестно исполнить сочиненное двумя гениями. Я видел этот балет в Нью-Йорке в 2013 году, и мне показалось, что артисты со своей задачей успешно справились.
В свое время Гектор Берлиоз писал: “Ромео” Шекспира! Боже, какой сюжет! В нем все как будто предназначено для музыки!.. Ослепительный бал в доме Капулетти, бешеные схватки на улице Вероны, невыразимая ночная сцена у балкона Джульетты, где двое влюбленных шепчут о любви, нежной, сладостной и чистой, как лучи ночных звезд, пикантные буффонады беспечного Меркуцио, потом ужасная катастрофа, вздохи сладострастия, превращаемые в хрипение смерти, и, наконец, торжественная клятва двух враждующих семейств – над трупами их несчастных детей – о прекращении вражды, которая заставила пролиться столько крови и слез…”. Однако, несмотря на очевидную музыкальность трагедии Шекспира, до Прокофьева никто не брался за этот сюжет. В своей “Автобиографии” композитор писал: “Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на “Ромео и Джульетту” Шекспира. Договор заключил Большой театр. Весной 1935 года мы с Радловым разработали сценарий. В течение лета музыка была написана, но Большой театр нашел ее нетанцевальной и нарушил договор. В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить “Ромео и Джульетту” благополучно. Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические. После нескольких бесед с хореографами оказалось, что можно разрешить балетно конец со смертельным исходом, а затем родилась и музыка для этого конца”.
Создавая свой балет, Прокофьев намеренно уходил от временной привязки. Джульетта и Ромео Прокофьева – вневременные фигуры. Это не неистовые, стремительные герои шекспировского Возрождения, бросающие вызов старым семейным нормам и энергично борющиеся за право любить, а мечтатели, идеальные образы неких совершенных любовников. Любовь их слишком прекрасна и возвышенна, чтобы уцелеть в жестоком материальном мире, поэтому юных веронских любовников неотвратимо ожидает гибель. К тому же, в отличие от названия шекспировской трагедии, на первый план в балете Прокофьева выходит образ Джульетты.
Отрывки из балета Прокофьев впервые исполнил на рояле в Бетховенском зале Большого театра 4 октября 1935 года, однако театр отказался от постановки балета на непривычную по тем временам музыку. Впервые балет Прокофьева был поставлен в 1938 году в Чехословакии в Оперном театре города Брно. Балет состоял из одного действия, основанного на лирико-любовных сценах. Спустя год Прокофьев досочинил еще несколько номеров. Первое представление балета состоялось 11 января 1940 года в Ленинграде, в Государственном театре оперы и балета имени Кирова, в постановке Леонида Лавровского. Первой и, как отмечают многие, до сих пор непревзойденной исполнительницей партии Джульетты стала великая Галина Уланова – живое воплощение стихии танца. Джульетта была особой ролью в жизни балерины. Может быть, поэтому она так долго не могла расстаться с этой ролью. Уланова вспоминала: “Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней – все равно что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать. Это было очень грустно…”.
Оркестром Грант-парка дирижирует музыкальный руководитель Симфонического оркестра Юты Тьери Фишер. У него очень необычная биография. Он родился в Замбии. Родители – выходцы из Швейцарии – отправились туда с гуманитарной миссией. Музыкальную карьеру начал в качестве флейтиста. Служил концертмейстером группы флейт в Гамбургской и Цюрихской операх, а также в Камерном оркестре Европы под управлением Клаудио Аббадо. Таких же впечатляющих успехов Фишер добился на дирижерском поприще. С 1997 до 2001 годов – главный дирижер Нидерландского балетного оркестра, с 2001 до 2006 года – главный дирижер Ольстерского оркестра в Белфасте (Северная Ирландия), с 2006 до 2012 года – главный дирижер Национального оркестра Би-Би-Си Уэльса, с 2008 до 2011 – главный дирижер Симфонического оркестра Нагойи (Япония). Симфоническим оркестром Юты руководит с 2009 года. Подробности биографии Тьери Фишера – на сайте http://www.thierryfischer.com/.
Открытые репетиции пройдут 14 и 15 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях состоится 15 июля в 5.30 pm в помещении “Club 615”.
Тьери Фишер остается дирижером Оркестра Грант-парка на концертах 17 и 18 июля. Будут исполнены “Просветленная ночь” А.Шенберга и Немецкий реквием И.Брамса. Об этих и других событиях фестиваля – в будущем выпуске Музыкального обозрения.
Nota bene! Концерты фестиваля проходят в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы, которые позволяют сидеть в VIP зоне. При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7638. Подробная информация – на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
.
Сергей Элькин