8 августа, 7.30 pm. Павильон. Равиния чествует замечательного джазового пианиста и композитора Рэмси Льюиса.
Льюис родился в Чикаго, и с Чикаго связана вся его жизнь. Он начал заниматься фортепиано с четырех лет. Этюды, гаммы… – стандартный классический путь к карьере концертирующего пианиста. Первое знакомство с джазом у Льюиса произошло, когда ему было пятнадцать лет. Его педагог Уоллас Бартон предложил юноше присоединиться к джазовому ансамблю, и на смену Бетховену и Шопену пришли Эллингтон и Татум. В 1948 году Льюис окончил чикагский музыкальный колледж и устроился работать продавцом в магазине грампластинок, по вечерам играя и сочиняя музыку в свое удовольствие. На публике он появился лишь спустя восемь лет. В 1956 году трио Льюиса кочевало по чикагским барам и клубам, быстро завоевывая популярность. В том же году музыкант выпустил свой первый альбом “Рэмси Льюис – господин Свинг” и стал знаменитым. В общей сложности трехкратный лауреат премии “Грэмми” Льюис записал более восьмидесяти альбомов, из них семь стали золотыми. В свободное от музыки время, если таковое есть, Льюис нянчится с внуками. У него большая семья: семеро детей, четырнадцать внуков, а недавно родился первый правнук.
Впервые Рэмси Льюис выступил в Равинии в далеком 1966 году и с тех пор появляется на фестивале каждый год, и не только в качестве гостя. Льюис руководит программой “Джаз в Равинии”, в рамках которой мы увидели многих легендарных музыкантов XX века. Назову лишь Дэйва Брубека и Оскара Питерсона…
Не могу сказать, что я являюсь таким уж большим поклонником музыки Льюиса. Он играет так называемый “smooth jazz” – мягкую, ненавязчивую, приятную, мелодичную, но однообразную, “приглаженную”, “отполированную” музыку. Такую музыку хорошо слушать в качестве фона в длинных путешествиях в машине. В больших количествах она несколько надоедает. В этой музыке не хватает импровизации, не хватает здоровой “аритмии”, того самого “драйва”, без которого невозможен джаз. Однако личность Льюиса вызывает большое уважение. Он активно популяризирует джаз, выступает с лекциями по телевидению, ведет ежедневную программу “Утреннее шоу Рэмси Льюиса” на волне WNUA-FM в Чикаго и программу “Легенды джаза с Рэмси Льюисом”. Музыкант говорит: “Проблема школ в нашей стране состоит в том, что музыка и искусство в их учебных программах занимают очень мало места, если вообще присутствуют. Так что ребята совершенно не приучены к музыке”. Рэмси Льюис пытается восполнить этот пробел. Он работает со школами, поддерживает руководителей школьных оркестров, учителей музыки, рассказывает детям об истории джаза, о джазовой теории, учит детей играть джаз.
27 мая 2015 года Рэмси Льюису исполнилось восемьдесят лет. В концерте-чествовании юбиляра прозвучит мировая премьера его Концерта для джазового трио и симфонического оркестра. Это произведение написано по заказу Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Солист и дирижер – сам Льюис. Этот концерт станет дебютным выступлением композитора с ЧСО. Исполнители: дирижер и аранжировщик Скотт Холл, пианист и композитор Рэмси Льюис, J.W. James A.M.E. Church Choir, квартет Рэмси Льюиса, ансамбль “Рэмси Льюис и сыновья” и другие.
9 августа, 2.00 pm. Театр “Мартин”. Пианист Ефим Бронфман – наш старый знакомый. Мы слышали его в качестве солиста с лучшими оркестрами мира (в том числе – с чикагским), виртуозно играл он и в сольных, и в камерных концертах, в том числе – с квартетом “Эмерсон”. Этим летом в Равинии он представит цикл из трех концертов “Все фортепианные сонаты С.Прокофьева”. В первой части цикла прозвучат первые четыре Сонаты композитора.
Ефим Бронфман родился в Ташкенте и в 1973 году в возрасте пятнадцати лет эмигрировал с семьей в Израиль, где учился в Академии музыки имени Рубина в Тель-Авиве. В 1975 году состоялся международный дебют Бронфмана. Он выступил с Монреальским симфоническим оркестром, которым дирижировал Зубин Мета. После переезда в США молодой пианист продолжил обучение у Рудольфа Серкина в Вермонте и у Леона Флейшера в Джульярдской школе. В 1991 году вместе с легендарным Исааком Стерном Бронфман гастролировал по городам России и СНГ. Это турне стало его первым появлением в стране со времени отъезда в Израиль. В том же году он был удостоен одной из наиболее престижных американских музыкальных премий “Avery Fisher”. Пианист выступает с лучшими оркестрами мира под управлением самых прославленных дирижеров, в том числе – с маэстро Риккардо Мути.
9 августа, 7.00 pm. Павильон. Сольный концерт канадской певицы Дайаны Кролл (Diana Krall). Концерт проходит в рамках мирового тура певицы “The Wallflower World Tour”. Подробности биографии и музыкальные фрагменты – на сайте http://www.dianakrall.com/.
10 августа, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт студентов фортепианного и вокального отделений Steans Music Institute – Школы молодых музыкантов при Музыкальном фестивале в Равинии. В программе: дуэты, песни и фортепианные произведения Роберта Шумана, Клары Шуман и Иоханнеса Брамса.
10 августа, 8.00 pm. Театр “Мартин”. Концерт выдающейся финской певицы Кариты Маттиллы (Karita Mattila). Партия фортепиано – Брайан Вагорн.
В программе концерта: песни И.Брамса, А.Дюпарка, Я.Сибелиуса, современного финского композитора Аулиса Саллинена, Р.Штрауса.
Карита Маттилла выросла на ферме в деревушке Самеро вблизи маленького городка Турку. Ее родители были весьма консервативны, и дети (Карита и три брата) получили строгое воспитание. Маттилла рассказывает: “Мои родители – простые люди, они не получили особого образования. Я – человек из финской глубинки, из очень маленькой деревни, из большой фермерской семьи. Я похожа на Енуфу – героиню оперы Яначека. Я помню “жемчужные драгоценности”, которые я носила в юности. Я сделала их сама из сухих макарон и потом покрасила”.
Ей было двадцать лет, когда она выиграла национальный конкурс вокалистов. Тогда она не была уверена, хочет ли быть оперной певицей. Всего она участвовала в двух конкурсах – в национальном и международном – и выиграла в обоих. А когда занялась оперным пением всерьез, перестала участвовать в конкурсах. Объясняла она это просто: “Это было для меня несерьезно. Моя цель была стать профессиональной певицей. Не сенсацией на год, чтобы потом быть забытой, а профессиональной певицей. Поэтому я сказала себе: “Больше – никаких конкурсов! Если я недостаточна хороша для этой роли, я просто не буду петь”.
После вашингтонского дебюта (это была партия Донны Эльвиры в “Дон Жуане” Моцарта) никто не мог предположить, что Маттиллу ждет столь головокружительная карьера. Свой путь от финской деревушки до лучших сцен мира она прошла, как по терниям к звездам. И добилась триумфа!
Чикаго давно стоит в списке любимейших городов певицы. В 1995 году Маттилла записала в Чикаго под руководством Георга Шолти оперу “Нюрнбергские майстерзингеры”. Эта запись была удостоена премии “Грэмми”. Неоднократно выступала она и на сцене Лирик-оперы, хотя ее взаимоотношения с театром поначалу складывались непросто. Впервые она выступила на сцене театра в сезоне 1988-89 годов в партии Донны Эльвиры в моцартовском “Дон Жуане” в статусе молодой, подающей надежды певицы. В следующем сезоне – партия Памины в “Волшебной флейте” В.А.Моцарта. Казалось, Маттилла станет постоянной солисткой театра. Но потом наступил необъяснимо долгий перерыв в целых 14 (!) лет, в течение которых она покоряла лучшие оперные сцены мира. Триумфальное возвращение Маттилы в Лирик-оперу уже в качестве суперзвезды состоялось в сезоне 2004-05 годов сразу в двух партиях: Донны Анны в “Дон Жуане” Моцарта и Леоноры в опере Бетховена “Фиделио”. На юбилейном гала-концерте, посвященном пятидесятилетию Лирик-оперы, Маттилла исполнила арию Манон Леско из одноименной оперы Пуччини. В сезоне 2005-06 годов мы имели редкую возможность услышать ее в труднейшей партии Манон Леско. Кавалером де Грие был блистательный Владимир Галузин. Это был запоминающийся спектакль. В последнем акте “Манон Леско” Манон-Маттилла умирала в луизианской пустыне. На сцене – только камни. В невероятно тяжелых позах, в которых и находиться-то просто тяжело, она и Галузин умудрялись извлекать небесной красоты звуки.
Карита Маттилла давно и успешно выступает в крупнейших оперных театрах мира. Но есть одна сцена, куда она всегда возвращается с особым чувством. Это родной зал Маттиллы в Хельсинки, зал Тампере. Кажется, что все новые роли она пробует у себя на родине. Так было с ролью Лизы в “Пиковой даме” Чайковского, так было и с пуччиниевской Манон Леско. В репертуаре певицы – партии в операх Моцарта и Верди, Яначека и Штрауса, Вагнера и Пуччини. Это сложные, противоречивые женские характеры, вызывающие неоднозначные оценки у публики и пишущей братии: Донна Анна и Леонора, Катя Кабанова и Саломея, Электра и Амелия, Тоска и Эльза (опера Р.Вагнера “Лоэнгрин”). Я с нетерпением жду сольного концерта певицы на фестивале.
11 августа, 8.00 pm. Театр “Мартин”. Продолжение цикла из трех концертов “Все фортепианные сонаты С.Прокофьева”. Ефим Бронфман исполняет Пятую, Шестую и Седьмую сонаты композитора.
12 августа, 8.30 pm. Павильон. Концерт известного во всем мире кубинского оркестра “Orquesta Buena Vista Social Club” в рамках прощального тура “Adios Tour”.
13 августа, 8.00 pm. Театр “Мартин”. Окончание цикла “Все фортепианные сонаты С.Прокофьева”. Ефим Бронфман исполняет Восьмую и Девятую сонаты композитора.
14 августа, 7.00 pm. Павильон. Концерт американской рок-группы “Umphrey’s McGee”. Подробности истории создания группы и музыкальные фрагменты – на сайте http://umphreys.com/. На этом концерте на лужайке будет установлен большой экран.
Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Билеты в павильон на большинство концертов ЧСО продаются по цене $25, билеты на лужайку стоят $10. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета – $10.
.
Сергей Элькин