Олицетворение итальянского кино, воплощение итальянской женщины, икона стиля, красоты, обаяния, женственности – это все о ней, о великой итальянской актрисе Софии Виллани Шиколоне, ставшей известной миру под именем Софи Лорен.
За высокий рост и худобу подруги дразнили ее, называя “жердочкой” и “зубочисткой”. Она и сама считала себя некрасивой, и если бы не мама Ромильда Виллани, мир никогда не узнал бы о ее существовании. Когда Софи увидела свет, в акушерской на ее шею повесили цепочку с номером 19. Однажды на праздновании очередного юбилея мать откровенно вспоминала встречу с “этой скотиной Шиколоне, который сделал двух детей, забыв перед этим отвести меня к алтарю”, и рождение “хрупкой, болезненной девочки, у которой лет до четырнадцати, казалось, едва душа держалась в теле, и которая вдруг потом чудесным образом расцвела, как весенний цветок”. Ромильда Виллани в ту пору исполняла эпизодические роли в театре, а вечером подрабатывала в трактире игрой на фортепиано. Все тяготы жизни и превратности судьбы с лихвой компенсировались успехами ее дочери. Мать рассылала фотографии “гвальоны” (неаполитанской девчонки) на все конкурсы красоты. В Неаполе Софи победила, получив в качестве приза несколько рулонов обоев, кухонную скатерть, салфетки, двадцать три тысячи лир и – самое главное! – бесплатный билет до Рима. Там началась ее новая жизнь. “Мисс элегантность” на конкурсе “Мисс Италия” 1950 года и знакомство с Карлом Понти – эти два события стали началом новой жизни Софи. Ромильда Виллани была одного возраста с Понти и считала, что для своей робкой и застенчивой супруги он одновременно является “отцом, братом, другом, возлюбленным и мужем”…
Я не хочу повторять знакомые многим фрагменты биографии актрисы, рассказывать о ее муже, детях, романах, любви к спагетти и о многих других, любимых журналистами темах. Ограничусь главным в жизни Софи Лорен – Кино.
Талант актрисы открыл один из патриархов неореализма Витторио Де Сика. Софи Лорен играла главные роли в его картинах “Золото Неаполя” (1954), “Вчера, сегодня, завтра” (1963), “Брак по-итальянски” (1964), “Подсолнухи” (1970). За главную роль в фильме “Чочара” (1961, экранизация романа Альберта Моравиа) Лорен была удостоена премии “Оскар”, став первой неанглоязычной актрисой – лауреатом. Она получала такие предложения от Голливуда, что просто не могла отказаться. То работа с Фрэнком Синатрой и Кэри Грантом (“Гордость и страсть”, 1957), то контракт в миллион долларов (“Падение Римской империи”), то идея покраситься в блондинку (“Чертовка в розовом трико”, 1960). В 1967 году она снялась у Чарльза Чаплина в его последнем фильме “Графиня из Гонконга”. Она говорила, что из всех выдающихся людей, с которыми встречалась, наибольшее впечатление на нее произвели Уолт Дисней и Чаплин. Из интервью актрисы: “Если бы Чаплин предложил мне читать перед камерой телефонный справочник, я бы согласилась и на это. Внешне он казался холодным и высокомерным, но на самом деле это был милейший и добрейший человек. Он приходил на студию вместе с женой, которая не оставляла его ни на секунду. Первую неделю он не осмеливался заглядывать в съемочную камеру. Говорил прелестные вещи: “Бывая в Лондоне, я всегда захожу в тот самый бедный квартал, где родился и вырос, чувствую запах вареной фасоли, и мне хочется плакать”. Со мной тоже такое случается”.
Партнерами Софи Лорен были Кларк Гейбл и Жан-Поль Бельмондо, Фрэнк Синатра и Пол Ньюмен, Ричард Бартон и Энтони Куин. Но самой яркой страницей в истории мирового кино стал творческий дуэт Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Они сыграли вместе в двенадцати фильмах, и весь мир с восторгом следил за каждым их шагом. Из воспоминаний Мастроянни: “Женщина, с которой у меня были наиболее длительные отношения, – Софи Лорен. Наша дружба началась в 1954 году”. Мастроянни признавался, что испытывает к актрисе глубочайшую привязанность и нежность. “Все уверены в том, что между нами что-то было. Мол, в стольких фильмах снялись вместе, иначе и быть не может. Тем не менее это не так… Мне нравится в ней не только то, что она прекрасная актриса. Она – замечательный человек. Если моя мама видела меня в фильме с другой партнершей, она звонила и спрашивала: “Марче, что случилось? Ты поссорился с Софи?”
Однажды Эдуардо де Филиппо предложили поставить на Бродвее комедию “Филумена Мартурано”. Мастроянни вызвался поговорить с Софи. “Послушай, – сказал он ей, – это же редкая возможность. Мы с тобой – последняя пара мирового кино на бродвейской сцене! Ты прекрасно говоришь по-английски, я похуже, но тоже ничего. Тем более по этому сценарию мы уже играли в фильме, и режиссером будет Эдуардо. Что ты на это скажешь?” – “Ты с ума сошел. Это невозможно. Театральная сцена внушает мне ужас.” – “Софи, давай попробуем. Ты увидишь, ты почувствуешь себя моложе.” – “Я и так молода.” В конце концов ему удалось ее убедить.
Мастроянни говорил: “У Софи Лорен есть все данные для сцены, особенно для роли неаполитанки, женщины из народа. К сожалению, мне не нравятся некоторые фильмы, в которых она снималась в Америке, но я никогда не говорил ей об этом, чтобы не расстраивать. Лучше всего Софи удавались роли в итальянских фильмах… Между нами существует какая-то мистическая связь, которую нам даже не нужно испытывать на прочность, как это однажды случилось у нас с Олтменом во время съемок “Прет-а-порте”. Олтмен сказал: “Говорите на итальянском, я потом сделаю субтитры. Какой эпизод из ваших прежних совместных фильмов вы могли бы сыграть заново?” Я отвечаю: “Сцену стриптиза из “Вчера, сегодня, завтра”. Олтмен – недоверчиво: “Если только ты сам ее об этом попросишь. Не забывай, ей все-таки шестьдесят”. Я согласился, а она мне сказала: “Знаешь, я лучше чувствую себя, когда на мне что-то надето”.
На вопрос, счастлива ли Лорен, Мастроянни ответил: “Думаю, да. Она не могла иметь детей и все же заимела их, и каких замечательных! У нее огромная сила воли: она в совершенстве овладела английским, французским, учила немецкий. Начинала с нуля и стала звездой мирового уровня. Без сомнения, Софи может чувствовать себя довольной, ведь она делала всю жизнь то, что хотела делать, да и к тому же с огромным успехом. Меня всегда восхищала ее невозмутимость, уверенность в себе. По крайней мере она кажется мне самостоятельной и независимой, а как на самом деле, я не знаю, поскольку не в моем характере лезть в чужую душу.. Отчетливо помню, как мы снимались у Эдуардо в фильме “Суббота, воскресенье и понедельник”. Мы, можно сказать, прошли по жизни рука об руку. Было бы здорово сыграть нам сейчас с Софи пожилых супругов: любовь и ревность на фоне надвигающейся старости”.
Такого фильма им сыграть не пришлось, и я не жалею об этом. Дуэт Лорен-Мастроянни навсегда остался в нашей памяти молодым и красивым.
Софи Лорен неохотно дает интервью. Тем не менее однажды журналисту Энцо Бьяджи удалось ее разговорить. Привожу выдержки из интервью актрисы.
– Через какие унижения должна была пройти девушка по фамилии Шиколоне прежде чем стать Софи Лорен?
– Те, через которые проходит каждый, кто хочет добиться успеха в чем бы то ни было. Если тебе плохо, не надо отчаиваться – улыбайся! Нужно всегда правильно оценивать свои возможности. Сама я, правда, в начале своей карьеры не рассчитывала, что все так хорошо сложится. Для меня кино означало прежде всего работу, зарабатывание денег на жизнь. Мать с детства постоянно подталкивала меня вперед. Я часто ходила в кино, и из актрис мне больше всего нравились Рита Хейворт и Ивонна Де Карло. Из актеров же самым красивым мне казался Кэри Грант.
– Что для вас успех?
– Делать то, что доставляет удовольствие.
– Вы боитесь чего-нибудь в этой жизни?
– Темноты. Еще с детства, с войны: затемнение, воздушные налеты, бомбы. Боюсь всяких неожиданностей.
– Вы религиозны?
– По-своему. Уже не помню, когда последний раз исповедовалась. В какие-то моменты верую. Если не ошибаюсь, Хемингуэй в ответ на вопрос, верует ли он, ответил: “Иногда, ночью”.
– Какие качества вы цените в людях больше всего?
– В мужчине – ум, в женщине – гармонию.
– На кого из исторических личностей вы хотели бы походить?
– На Жозефину Богарне.
– Вам приходилось многим жертвовать в жизни?
– Мне не довелось посещать курсы театрального мастерства, я должна была учить языки и все делать сама, но я никогда не приносила в жертву творческой карьере благополучие сына. Если внимательно присмотреться, можно заметить следы личных неурядиц на экране.
– Каковы ваши политические убеждения?
– Во всяком случае, я не причисляю себя к правым.
– Вам случается плакать?
– Да, когда мне очень плохо. Я смотрю в зеркало, разговариваю сама с собой, изливаю душу, решаю свои проблемы. Но не в присутствии посторонних.
– Как вы представляете себе старость?
– Спокойная размеренная жизнь в окружении внуков.
– Вы можете высказать свое мнение о Софи Лорен?
– Мне она очень нравится, потому что осталась Софи Шиколоне.
К своему восьмидесятилетию актриса сделала себе и всем нам подарок, выпустив книгу воспоминаний “Вчера, сегодня, завтра”. В ней есть такие слова: “Каждая фаза жизни имеет свои причуды и свои ловушки. В тридцать лет вы молоды и неопытны, в сорок вы обретаете силу, но нередко начинаете ощущать усталость, в пятьдесят приходит мудрость и, быть может, легкая грусть. А когда приближаешься к восьмидесятилетию, порой возникает желание начать жизнь сначала. Вы возрождаетесь, погружаясь в воспоминания, и влюбляетесь в будущее”.
Олицетворение итальянского кино, воплощение итальянской женщины, икона стиля, красоты, обаяния, женственности, Софи Лорен скоро выступит в Чикаго. Уверен, это будет один из тех вечеров, о которых мы будем вспоминать всю жизнь!
Nota bene! Творческий вечер Софи Лорен (“An Evening with Sophia Loren”) состоится 24 марта в 7.30 pm в помещении The Copernicus Center по адресу: 5216 West Lawrence Avenue, Chicago IL 60630. $95-$175, $750 с фуршетом. Билеты – на сайте http://copernicuscenter.org/, по телефону 773-777-8898 или в кассе театра.
.
Сергей Элькин