Главная новость из Метрополитен-оперы Нью-Йорка пришла на прошлой неделе. Музыкальный руководитель Первого оперного театра США Джеймс Ливайн объявил, что после окончания нынешнего сезона уходит на пенсию. Причиной стало состояние здоровья дирижера.
Все знали, что Ливайн болен, и тем не менее известие о его уходе вызвало в музыкальном мире шок. Он создал лучший оперный оркестр мира, его, без преувеличения, обожают все, кому посчастливилось с ним работать. Итоги его сорокалетнего руководства МЕТ еще долго будут подводиться специалистами, но одно можно сказать уже сегодня – с его уходом заканчивается великая и прекрасная эпоха Большой Оперы. При этом пресс-служба театра сообщила, что дирижер останется в театре в должности почетного руководителя и его концерты в МЕТ не отменяются. Напомню, что выступление Ливайна запланировано на Музыкальном фестивале в Равинии. 23 июля он будет дирижировать Чикагским симфоническим оркестром. В планах дирижера на будущий сезон – концерты 3-8 ноября в Чикагском Симфоническом центре. Очень надеюсь, что эти планы осуществятся и мы увидим прославленного маэстро в Чикаго.
Лирик-опера Чикаго закончила основной сезон, и внимание любителей оперы сосредоточилось на кинопоказах. Завершается десятый сезон серии “Метрополитен-опера в кино”. На прошлой неделе (20 апреля) в кинотеатрах Чикаго и пригородов показали заключительную часть “тюдоровской” трилогии Гаэтано Доницетти – оперу “Роберто Деверо”. Малоизвестный шедевр Доницетти был поставлен сэром Дэвидом Маквикаром с большим уважением к первоисточнику. Богатые декорации, пышные костюмы героев – все выглядело по-хорошему старомодным. Все, кроме одного: Маквикар показывает театр в театре. Солисты-актеры исполняют свои партии – играют роли – для зрителей, располагающихся по обеим сторонам сцены. Солистов встречают аплодисментами, после каждой арии мы слышим бурную реакцию аудитории… – задумка Маквикара позволила посмотреть на происходящее на сцене немного под другим углом зрения. А страсти в опере кипят нешуточные. В богатого дворянина Роберто Деверо влюблены герцогиня Ноттингемская Сара и стареющая королева Елизавета. По либретто ей шестьдесят девять лет, и она понимает, что любовная интрига с Роберто для нее – последняя. Королева знает, что у нее есть молодая соперница. Она подозревает Сару и намеренно выдает ее замуж за герцога Ноттингемского, но влюбленные продолжают встречаться…
Украшением спектакля стали замечательные исполнители главных партий: тенор Мэтью Поленцани (Роберто Деверо), латышская певица Элина Гаранча (Сара), польский баритон Мариуш Квечень (Герцог Ноттингемский). Но даже на этом блестящем фоне выделялась Сондра Радвановски в партии королевы Елизаветы. В этой партии она дебютировала в Оперной компании Торонто в марте 2014 года. С вокальной точки зрения партия Елизаветы безумно сложна, но кроме техники здесь требуется еще выразительная актерская игра. Певица не боится быть некрасивой. “Сморщенная”, хромая, с дрожащими руками, ослепленная яростью, Елизавета-Радвановски цепляется за свою любовь и уничтожает ее. Замечательная американская певица исполняла в МЕТ главную женскую партию в каждой части “тюдоровской” трилогии Доницетти. И не только в МЕТ. После ее Анны Болейн в прошлом сезоне Лирик-оперы я знал, что этой певице подвластно все! Но даже на этом фоне в партии Елизаветы она превзошла себя. Давненько на оперной сцене я не видел такого полного погружения в роль, такой актерской самоотдачи, какую продемонстрировала Сондра Радвановски.
Мне удалось встретиться с певицей во время ее последнего приезда в Чикаго. Сондра рассказала, что она всегда старается быть правдивой в изображении своего персонажа: “Это же так скучно – просто стоять и петь! Да, мы выступаем в оперном театре, но ведь это все-таки Театр! Я хочу рассказать своему зрителю историю. А если я просто стою и пою, то получается концерт”. Вот еще несколько фрагментов нашей беседы.
– Контролировать голос для вас не проблема?
– Хорошая техника позволяет это делать. Иногда, когда я неважно себя чувствую, бывает сложно, но в целом, я думаю, это вполне по силам. Я научилась управлять своими эмоциями. Научилась даже не за счет опыта на сцене, а благодаря опыту жизненному.
– На гастролях в Москве несколько лет назад вы говорили про вашу русскую бабушку…
– Говорят, она была из благородного рода. К сожалению, ее происхождение неизвестно. Бабушки и дедушки давно нет с нами – они умерли, когда я была маленькой. И отец умер. Где-то я читала, что моя фамилия первоначально была Радваноска или Радванова…
– Для меня это имя звучит больше на польский манер, чем на русский…
– Я думаю, было так. Когда бабушка приехала, люди, выдававшие ей документы, сказали нечто вроде: “Ваше имя невозможно выговорить”. Увы, это только догадки. Спросить не у кого. Я знаю, что моя бабушка не хотела говорить об этом. Я уже никогда не узнаю, как было на самом деле. Но русская музыка волнует меня. Моя любимая русская опера – “Евгений Онегин”. Я даже однажды пела Татьяну. В Кельне. Это был мой европейский дебют.
– Ваши контракты, в основном, в Америке и Европе, а живете вы под Торонто. Не далеко от крупнейших оперных центров?
– В Метрополитен-опера я пою каждый год на протяжении двадцати лет, и мои контракты в театре расписаны по сезон 2018-19 годов включительно. Конечно, спать дома гораздо комфортней, чем в гостиницах, но я привыкла петь в разных странах, и мне это нравится. Нравится смотреть на мир! В Оперной компании Торонто я дебютировала в марте этого года в партии Елизаветы. В 2008 году в театр пришел новый генеральный менеджер Александр Ниф. Он многое изменил в организации творческого процесса. Мне нравится петь в Торонто. Зал не очень большой (примерно 2500-2800 мест), с замечательной акустикой… Мы путешествуем с мужем. Он – мой менеджер, занимается всеми деловыми вопросами. Я умею только петь.
Из четырех солистов “Роберто Деверо” двое представляли штат Иллинойс. Сондра Радвановски родилась в пригороде Чикаго, городке Бервин. Ее мама живет в городке Сент-Чарльз (сорок две мили от Чикаго), брат – в иллинойской Женеве (сорок одна миля от Чикаго). Певица смеется: “Только я сбежала в Канаду. Вышла замуж за канадца и поселилась под Торонто”. Тенор Мэтью Поленцани родился в Эванстоне. Там и сегодня живут его родители. В коротком интервью в антракте оперы он сказал об этом и передал им привет. Мне нравится установившаяся в кинопоказах традиция, когда певец обращается к своим слушателям на родном языке. Так было в случае с Анной Нетребко, Дмитрием Хворостовским, Ферруччо Фурланетто, Петром Бечалой. В антракте оперы “Роберто Деверо” соотечественников приветствовали Элина Гаранча и Мариуш Квечень.
В этом сезоне нас ждет еще одна опера.
“Электра” Р.Штрауса. Новая постановка.
Дирижер – Эса-Пекка Салонен. Режиссер – Патрис Шеро.
В главных партиях: Электра – Нина Штемме, Клитемнестра – Вальтрауд Майер, Эгист – Эрик Оуэнс, Хризотемида – Адрианна Печонка.
Замечательный французский режиссер Патрис Шеро не дожил до премьеры этой оперы в Нью-Йорке. Его друг и коллега Эса-Пекка Салонен посвящает оперу памяти режиссера. 30 апреля 2016 года, 11.55 am; 4 мая 2016 года, 6.30 pm.
8 октября открывается новый, одиннадцатый киносезон спектаклей Метрополитен-оперы. Спектакли покажут в более чем двух тысячах кинотеатрах семидесяти стран мира на шести континентах, в том числе – в семистах пятидесяти кинотеатрах США.
В новом сезоне – десять опер. Из них – пять новых постановок, три оперы, которые впервые покажут в кино, и возобновление двух постановок с новыми солистами. Все спектакли обещают стать событиями предстоящего сезона.
“Тристан и Изольда” Р.Вагнера.
Дирижер – сэр Саймон Рэттл. Режиссер – Мариуш Трелински. Новая постановка.
В главных партиях: Изольда – Нина Штемме, Тристан – Стюарт Скелтон, Брангена – Екатерина Губанова, Курвенал – Евгений Никитин, Король Марк – Рене Папе.
8 октября, 11.00 am.
Показ оперы 8 октября станет сотым спектаклем серии “Live in HD” и первым с Саймоном Рэттлом за дирижерским пультом. Сэр-англичанин редко выбирается в Америку и давно не дирижировал в МЕТ. Уже одно это делает предстоящий спектакль событием. Как всегда в театре звездный состав исполнителей. Нину Штемме называют лучшей Изольдой нашего времени. После пяти лет всевластия Анны Нетребко именно Штемме сегодня красуется на постерах крупнейшего оперного театра мира.
Ее Тристаном станет австралийский героический тенор Стюарт Скелтон (он пел Зигмунда в “Кольце нибелунга” в 2013 году). В партии служанки Изольды мы снова встретимся с Екатериной Губановой – только что она блистательно выступила в “Ромео и Джульетте” Г.Берлиоза с ЧСО под управлением Риккардо Мути.
Новая постановка польского режиссера Мариуша Трелински создана при участии Концертного зала в Баден-Бадене, Польской национальной оперы (Teatr Wielki) и Китайского национального центра искусств в Пекине.
“Дон Жуан” В.А.Моцарта.
Дирижер – Фабио Луизи. Режиссер – Майкл Грэндейдж.
В главных партиях: Дон Жуан – Саймон Кинлисайд, Донна Анна – Хибла Герзмава, Донна Эльвира – Малин Бистрем, Командор – Квангчул Юн, Дон Оттавио – Роландо Виллазон, Лепорелло – Адам Плачетка, Церлина – Серена Малфи.
22 октября, 11.55 am.
Великолепная Хибла Герзмава уверенно заняла место на Оперном олимпе. В эти апрельские дни она в МЕТ исполняет партию Дездемоны в “Отелло” Дж.Верди. Ее возвращение в знаковой для нее партии Донны Анны обещает сенсацию. Английский баритон Саймон Кинлисайд впервые в МЕТ поет Дон Жуана. Его слуга Лепорелло – чешский баритон Адам Плачетка – знаком нам по недавнему Фигаро в этом сезоне Лирик-оперы. Звездный состав дополняет Роландо Виллазон в партии Дона Оттавио.
“Далекая любовь” (“L’Amour de Loin”) Кайи Саариахо. Новая постановка. Премьера МЕТ.
Дирижер – Сусанна Мялкки. Режиссер – Робер Лепаж. В главных партиях: Жофре Рюдель – Эрик Оуэнс, Клеманс – Сюзанна Филлипс, Пилигрим – Тамара Мамфорд.
10 декабря, 11.55 am.
Возможно, самая ожидаемая премьера нового сезона – масштабная постановка Робера Лепажа первой оперы финского композитора Кайи Саариахо “Далекая любовь”. Либретто оперы создано французским писателем ливанского происхождения Амином Маалуфом. В основе либретто – реальная история жизни и романтической любви провансальского трубадура XII века Жофре Рюделя.
Премьера оперы, написанной в 2000 году, состоялась на Зальцбургском фестивале.
Постановка Лепажа создана при участии Оперы Квебека (L’Opéra de Québec) и Ex Machina. С этой оперой на сцене МЕТ дебютирует финский дирижер Сусанна Мялкки.
На 2017 год запланированы показы опер “Набукко” Дж.Верди (7 января, 11.55 am) с Пласидо Доминго и Людмилой Монастырской, “Ромео и Джульетта” Ш.Гуно (21 января, 11.55 am) с Витторио Григоло и Дианой Дамрау, “Русалка” А.Дворжака (25 февраля, 11.55 am) с Кристиной Ополайс, “Травиата” Дж.Верди (11 марта, 12.55 am) с Соней Йончевой, Михаэлем Фабиано и Томасом Хэмпсоном, “Идоменей” В.А.Моцарта с Мэтью Поленцани (25 марта, 11.55 am, дирижер – Джеймс Ливайн), “Евгений Онегин” П.Чайковского (22 апреля, 11.55 am) с Дмитрием Хворостовским и Анной Нетребко, “Кавалер розы” Р.Штрауса (13 мая, 11.30 am) с Рене Флеминг и Элиной Гаранча.
Дополнительные даты показов будут названы ближе к осени. Подробная информация о предстоящих показах, а также адреса кинотеатров – на сайте http://www.metopera.org/season/in-cinemas/.
.
Сергей Элькин