2-4 июня, 8.00 pm; 7 июня, 7.30 pm. В эти дни Чикагским симфоническим оркестром (далее – ЧСО) руководит голландский дирижер Эдо де Ваарт. В программе: Тридцать восьмая (“Пражская”) симфония и Третий концерт для валторны с оркестром В.А.Моцарта (солист – Даниэль Гингрич), Вторая симфония Л.ван Бетховена.
Всегда любопытно, когда музыканты ЧСО выходят на авансцену и выступают в качестве солистов. В эти дни нам предоставляется редкая возможность прислушаться к звуку валторны исполняющего обязанности концертмейстера секции Дэниеля Гингрича. В ЧСО он играет с 1975 года. В 2002 году тогдашний музыкальный руководитель оркестра Даниэль Баренбойм назначил его вторым концертмейстером секции.
За час до начала концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Лауры Стенфилд Причард об исполняемых произведениях.
5 июня, 3.00 pm. Серию сольных фортепианных концертов сезона 2015-16 годов завершает выступление тридцатипятилетнего французского пианиста Дэвида Фрея.
В программе: Избранные прелюдии и фуги из “Хорошо темперированного клавира” И.С.Баха (том I), Нотации П.Булеза, Три фортепианные пьесы А.Шенберга, Семь фантазий И.Брамса.
Дэвид Фрей начал заниматься на фортепиано в возрасте четырех лет. Выпускник Парижской консерватории. Любителям музыки стал известен в 2004 году, когда получил Вторую премию на Международном фортепианном конкурсе в Монреале. Специализируется на музыке И.С.Баха и Ф.Шуберта. Выступал в концертах с известными дирижерами Яапом ван Зведеном, Куртом Мазуром, Кристофом Эшенбахом. Выпускает диски на студии Warner Classics. Еще одна любопытная подробность: в 2008 году Дэвид Фрей женился на актрисе Кьяре Мути, дочери “нашего” Риккардо. Вместе они воспитывают дочь.
6 июня, 8.00 pm. Заключительный концерт сезона 2015-16 годов Civic Orchestra of Chicago проводит вместе со студентами Оперного центра при Лирик-опере. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. В программе: произведения Г.Берлиоза, А.Тома, У.Уолтона и фрагмент из первого акта оперы Дж.Верди “Фальстаф”.
Вход свободный, но по билетам.
9 июня, 8.00 pm; 10 июня, 1.30 pm; 11 июня, 8.00 pm. Бразды правления ЧСО принимает немецкий дирижер Кристоф фон Донаньи. В программе: Двадцать пятая и Сорок первая (“Юпитер”) симфонии В.А.Моцарта, Второй фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист – Мартин Хельмхен).
Несмотря на молодость, немецкий пианист Мартин Хельмхен давно находится в мировой музыкальной элите. Он родился в Берлине в 1982 году. Учился в Берлинской высшей школе музыки имени Ханса Эйслера (класс Галины Иванцовой), Высшей школе музыки в Ганновере (класс Ари Варди) и в Международной фортепианной академии на озере Комо (класс Уильяма Гранта Наборе). Победитель Международного фортепианного конкурса имени Клары Хаскил (2001 год).
К тридцати годам Хельмхен выступил с лучшими оркестрами Европы. Кристоф фон Донаньи представил пианиста американскому зрителю. Дебют Хельмхена с Бостонским симфоническим оркестром в 2011 году прошел на ура, вслед за ним последовали выступления в Сент-Луисе, Хьюстоне, Орегоне, Далласе, Сан-Франциско, Кливленде, Вашингтоне, Нью-Йорке. Так что Чикаго открывает пианиста с большим опозданием.
За час до начала концертов (10 июня в 12.15 pm) на втором этаже Симфонического центра (9 и 11 июня, Grainger Ballroom; 10 июня, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы музыканта и журналиста радио WFMT/98.7 FM (Чикаго) Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
10 июня, 8.00 pm. В джазовой серии концертов – выступление лауреата премии “Грэмми” вокалиста Грегори Портера и победителя Thelonious Monk International Trumpet Competition трубача Маркуса Хилла. В вечере участвуют Кристофер Макбрайд, саксофон; Джастин Томас, вибрафон; Джошуа Рамос, контрабас; Макайя Макгравен, ударные.
12 июня, 3.00 pm. Уникальный концерт камерной музыки с участием выдающегося виолончелиста Йо Йо Ма и музыкантов ЧСО называется “Удаленное зеркало”. В нем мы услышим как сочинения композиторов XVI и XVII веков, находящихся под влиянием Шекспира, так и произведения наших современников. Концерт проходит в рамках фестиваля “Shakespeare 400 Chicago”.
На две июньские программы сезона 2015-16 годов в Чикаго возвращается музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути.
16 и 18 июня, 8.00 pm; 17 июня, 1.30 pm; 21 июня, 7.30 pm. Скрипичный концерт Л.ван Бетховена (солистка – Джулия Фишер) и Первая серенада И.Брамса – “музыкальное меню” этой программы.
В своем знаменитом Скрипичном концерте Бетховен очень долго держит солиста в бездействии. После первого исполнения Концерта в Вене в 1806 году газеты писали, что “это произведение плохо скомпоновано”. Повторения, мол, утомляют. Концерт опередил свое время. Около сорока лет бетховенская партитура провалялась в архивах. Ее вернул к жизни музыкант-виртуоз Йозеф Йоахим. На следующий день после его исполнения лондонский музыкальный критик написал: “Бетховенский скрипичный концерт – один из крупнейших концертов, когда-либо написанных для скрипки… Велико в нем богатство мелодии, сила гармонии, грандиозно само построение произведения”. Действительно, в начале Концерта скрипка начинает играть на втором плане, неслышно, и лишь спустя какое-то время выходит вперед. Но при этом скрипач не остается в обиде на Бетховена. Скрипичный концерт композитора – пир духа для скрипача-виртуоза: грандиозная первая часть (Allegro ma non troppo), лирическая вторая (Larghetto), бурная третья (Rondo: Allegro). В этом концерте солисту предоставляется возможность продемонстрировать все свое мастерство, здесь есть и пронзительная кантилена, и стремительная быстрая часть.
Музыкой немецкая скрипачка Джулия Фишер стала заниматься в четыре года. Сначала ее педагогом была мама – у нее она взяла первые уроки игры на фортепиано. Потом в ее жизнь пришла скрипка. Фишер закончила Мюнхенскую академию музыки по классу педагога Анны Чумаченко. В активе Фишер – восемь премий международных и национальных скрипичных конкурсов, среди которых Первая премия и специальный приз международного конкурса скрипачей имени Иегуди Менухина в 1995 году и Первая премия Восьмого конкурса “Евровидение” в 1996 году. В 2007 году была удостоена международной премии в области классической музыки “Граммофон” в самой важной номинации “Артист года”. В Чикаго она выступила впервые в сезоне 2007-08 годов с Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова и, кстати, с тем же Скрипичным концертом Бетховена. Я был на том концерте и могу сказать, что Фишер продемонстрировала прекрасное владение инструментом. Не выпячивая технику, она уделила большое внимание нюансам и фразировке. Фишер исполнила Скрипичный концерт так свежо, ярко и интересно, что, казалось, эта музыка была написана только вчера. Тем интересней будет услышать ее исполнение с ЧСО и маэстро Мути.
За час до начала концертов (17 июня в 12.15 pm) на втором этаже Симфонического центра (16, 18 и 21 июня, Grainger Ballroom; 17 июня, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Кайла Дзапо об исполняемых произведениях.
23 и 25 июня, 8.00 pm; 26 июня, 3.00 pm. Риккардо Мути ставит финальный аккорд сезона, исполняя с ЧСО монументальную Девятую симфонию А.Брукнера и его же “Te Deum”. Солисты: Эрин Волл, сопрано; Окка фон дер Дамерау, меццо-сопрано; Стив Давислим, тенор; Кристоф Фишессер, бас. Чикагский симфонический хор (хормейстер – Дуайн Вульф).
Американская премьера сочинения Брукнера “Te Deum” состоялась в Чикаго в 1892 году, спустя несколько месяцев после образования ЧСО. За дирижерским пультом стоял основатель оркестра Теодор Томас.
Девятая симфония Брукнера осталась неоконченной. Смерть помешала композитору поставить окончательную точку. Медленная третья часть симфонии считается его прощанием с жизнью.
За час до начала концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы писателя и музыковеда Стивена Рингса об исполняемых произведениях.
30 июня, 7.00 pm; 1-2 июля, 7.00 pm. Сезон в Симфоническом центре заканчивается показом фильма Стивена Спилберга “Искатели потерянного ковчега” (“Raiders of the Lost Ark”) под музыкальное сопровождение ЧСО. В фильме звучит музыка Джона Уильямса. Дирижер – Ричард Кауфман.
Известный археолог доктор Индиана Джонс (Харрисон Форд) получает опасное задание от правительства США. Он должен отправиться на поиски уникальной реликвии – священного Ковчега, в котором хранятся скрижали с заповедями. Но Индиана не подозревает, что аналогичный приказ уже получили тайные агенты Гитлера… В 1981 году картина была удостоена четырех премий “Оскар”: за работу художника, визуальные эффекты, монтаж и звук.
Тридцатипятилетию выхода на экраны культовой картины посвящается!
Следующий раз Риккардо Мути встретится с ЧСО 22 сентября на открытии нового, сто двадцать шестого сезона. В исполнении оркестра прозвучат произведения Мусоргского, Р.Штрауса, Брукнера. Ежегодный Симфонический бал состоится 15 октября с участием Даниила Трифонова. Но это будет осенью. А уже через месяц музыканты ЧСО соберутся в своей летней резиденции в Равинии. Концерты ЧСО состоятся с 12 июля по 21 августа. Я расскажу о них в летних выпусках Музыкального обозрения в рамках моего ежегодного цикла “Равиния представляет…”.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2015-16 годов и абонементы на концерты сезона 2016-17 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
.
Сергей Элькин