Заканчивается двадцать второй сезон Русского литературного салона Аллы Дехтяр. В этом сезоне мы с наслаждением слушали театральные (и не только) рассказы блистательного Валерия Беляковича и подпевали неподражаемому Псою Короленко.
За два с небольшим десятилетия гостями Салона были поэты и писатели, художники и актеры, режиссеры и музыканты. Вот лишь несколько имен: Андрей Битов, Юрий Рост, Сергей Гандлевский, Юрий Норштейн, Владимир Войнович, Владимир Гандельсман, Андрей Хржановский, Иван Толстой, Татьяна Толстая, Лев Рубинштейн, Михаил Шишкин, Бахыт Кенжеев, Александр Генис, Полина Осетинская… Благодаря безупречному вкусу и энтузиазму хозяйки Салона нам посчастливилось познакомиться и пообщаться с теми, кто по праву составляет цвет российской интеллигенции. Они – не только ярчайшие профессионалы, лучшие в своей профессии. Очень важно, что каждый из них обладает незапятнанной, безупречной репутацией. Таких людей в России становится все меньше и меньше. Гости Салона – всегда в их числе. Им веришь. За них никогда не бывает стыдно. Читая об очередной премии или награде гостям Салона, находя их фамилии в списке тех, кто протестует против агрессий и войн, у меня возникает чувство гордости, что я знаю этих людей лично, что они были рядом с нами.
С некоторых пор в Салоне появилась новая традиция: раз в году устраивать музыкальные вечера. Алла Дехтяр говорит: “Иногда, оставив далеко позади ту прекрасную, дивную эпоху – эпоху гармонии, радости и наслаждения, эпоху простых вещей и простой жизни, – мы забываем, что, уйдя далеко в технологии и прогрессе, мы переживаем все те же чувства, испытываем все те же эмоции, так же страдаем или радуемся… И что, как не музыка, может нас в этом убедить?” Один день в году Салон перестает быть “русским” и “литературным”, а превращается в место, где царят Его Величества Танец, Песня, Музыка. Так было и на концерте хора “Голоса”, и на вечере дуэта “Barcelona Guitar Duo” красавцев-виртуозов Ксении Аксельрод и Жоана Бенежама. Но то, на что замахнулась хозяйка Салона в этот раз, превосходит все самые смелые ожидания. Чикаго такого еще не слышал, а мир и не услышит. 19 июня нас ждет концерт старинной вокальной музыки “Радости любви: лютневые песни эпох Возрождения и Барокко”. В концерте участвуют Эрика Шуллер (сопрано), Райан де Райк (баритон), Брэндон Аккер (лютня, теорба), Джереми Уорд (виола да гамба, виолончель). Заинтригованы? Тогда усаживайтесь поудобнее – я вам все расскажу. Вначале – о солистах.
Сопрано Эрика Шуллер. Родилась в Милуоки. Выпускница Eastman School of Music и консерватории Сан-Франциско. В настоящее время живет в Чикаго. Специализируется на барочном репертуаре. В репертуаре певицы – партии из опер Г.Ф.Генделя, В.А.Моцарта, Г.Перселла, П.-Ф.Кавалли. Выступала на фестивале старинной музыки The Boston Early Music Festival. Участвовала в мировой премьере оперы “Снежный дракон” С.Сучариткула (Опера Сиам, Бангкок). Газета “Chicago Tribune” особо отмечает “обаяние личности, шарм и сочный вокализм” Эрики.
Баритон Райан де Райк. Выпускник Britten-Pears Institute (Великобритания) и Schubert Institute (Австрия). Учился в Peabody Conservatory и Королевской академии музыки (Лондон). Участвовал в самых престижных музыкальных конкурсах, в том числе – Aldeburgh Festival (Великобритания) и Aix-en-Provence (Франция). В настоящее время живет в Чикаго. Среди оперных партий Райана – Орфей (“Орфей” К.Монтеверди), Эней (“Дидона и Эней” Г.Перселла), Адонис (“Верена и Адонис” Джона Блоу), Аполлон (“Аполлон и Дафнис” Г.Ф.Генделя). Как и Эрика, кроме барочной музыки Райан уделяет большое внимание музыке современной. Он участвует в спектаклях Chamber Opera Chicago, исполняя партии в новых операх по романам Джейн Остин. Среди них – “Гордость и предубеждение” и “Доводы рассудка”.
Эрику Шуллер и Райана де Райка объединяет то, что они выступали в ведущих партиях Haymarket Opera Company – оперной компании Чикаго, пять лет назад после первой же постановки – опера Г.Ф.Генделя “Ацис, Галатея и Полифем” (“Aci, Galatea, e Polifemo”) – буквально взорвавшей музыкальную жизнь города. Свое название театр получил по аналогии с лондонским Haymarket Opera House, где были впервые исполнены более двадцати пяти опер Генделя. Уникальность компании состоит в том, что она специализируется на барочном репертуаре в аутентичном исполнении. Попытки такого рода постановок в Чикаго были и раньше. В 2000 году в Чикагском оперном театре поставили оперу К.Монтеверди “Орфей”. Это был первый спектакль Брайана Дики в должности генерального директора. Позже он вспоминал: “Все думали, что я сумасшедший. Мне говорили: “Это абсурд. Ты не соберешь зал!” Но мы продали на пятьдесят процентов билетов больше, чем на “Севильского цирюльника”. Вслед за Монтеверди в ЧОТ успешно ставили и Генделя, и Перселла, и забытого английского комедиографа Исаака Бикерстафа. Казалось, положена новая традиция, но позже театр пошел совсем в другом направлении. Сегодня иных уж нет, а те далече… В начале десятых в Лирик-опере несколько сезонов подряд ставили оперы Генделя. Успех был грандиозный. Казалось бы, почему не продолжить? Но нет, и в Лирик-опере уже давно не проявляют интереса к барочной музыке. На сегодняшний день Haymarket Opera Company – единственное место в Чикаго и на Среднем Западе, где можно услышать шедевры Марка-Антони Шарпентьера, Пьера-Франческо Кавалли и многих других. Театр создан во многом усилиями одного человека: виолончелиста и исполнителя на виола да гамба Крега Тромпетера. Он говорит о забытом трехсотлетнем временном пласте музыки: от вокального сочинения итальянского композитора Якопо Пери “Эвридика”, датированного 1600 годом, до опер Моцарта конца XVIII века. Именно эти три века музыки находятся в сфере интересов оперного театра и гостей Салона, регулярно участвующих в новых постановках. В Haymarket Opera Company Эрика Шуллер исполняла партии Орианы в “Амадисе Гальском” Г.Ф.Генделя, Веспетты в “Пимпиноне” Г.Ф.Телемана и Лизетты в опере А.Скарлатти “Gli equivoci nel sembiante” (опера настолько редкая, что я даже не нашел ее перевода на русский язык). В активе Райана де Райка – две партии в операх Телемана: Пимпинон в “Пимпиноне” и Санчо Панса в “Дон Кихоте”.
В предстоящем концерте мы услышим “в деле“ уникальные старинные инструменты: лютню, теорбу и виолу да гамба. Заглянем в энциклопедию.
Лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Один из самых популярных инструментов XV-XVII веков.
Теорба – басовая разновидность лютни. Появился в конце XVI века.
Виола да гамба (итал. viola da gamba – ножная виола) – струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. В XVII-XVIII веках именно на этом инструменте исполнялись многие сочинения придворных композиторов. На виоле да гамба играют сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, – отсюда название.
А теперь – о музыкантах-исполнителях.
Специализация Брэндона Аккера – классическая гитара, лютня, теорба. Брэндон основал собственную звукозаписывающую студию и недавно выпустил два альбома. Нам интересен альбом “Franz Schubert: A Wanderer’s Guitar”, в котором песни Шуберта в переложении для гитары исполняет Райан де Райк. В планах у Аккера – новый CD ”Strung Up”, состоящий из дуэтов арфы и гитары.
Джереми Уорд играет на виолончели и виоле да гамба. Выпускник Oberlin Conservatory of Music и the Bienen School of Music at Northwestern University. Его репертуар простирается от танцевальной музыки Ренессанса до посттональных произведений Анри Дютийе и Кайи Саариахо. Участвовал как в фестивалях старинной музыки – Newberry Consort, Ars Musica, the Dunbar Early Music Festival, Chicago Early Music Festival, – так и в концертах музыки современной. Сотрудничал с Pacifica Quartet. В качестве члена камерного ансабля ”Oberlin 21” записал произведения К.Дебюсси и Т.Такэмицу (Telarc label). Играет в составе Newberry Consort Violin Band.
Читая послужной список участников концерта, можно понять Аллу Дехтяр, когда она признается: ”Мне стоило огромных усилий собрать вместе этих невероятно талантливых музыкантов, выбрать день, придумать программу и сделать так, чтобы мы все смогли оценить уникальность музыки, которую они нам подарят, – и я с нетерпением всех вас жду!”
Уникальные музыканты, играющие старинную музыку на уникальных инструментах, – это уже звучит интригующе! Но это еще не все. Алла Дехтяр говорит: ”На этот раз повод пригласить вас на последний Салон в этом сезоне – трепетный и очень личный для меня. Я прошу всех вас… отпраздновать со мной радостный успех моей старшей дочери Полины: окончание Гарвардского университета (2009) и Гарвардской школы бизнеса (2016)”. Красавица, талантливая умница-разумница – за успехами Полины следило, без преувеличения, все наше русскоязычное сообщество. Самая лучшая школа, успехи на Олимпиаде, Гарвардский университет, Париж… Совсем недавно она взяла новую высоту, успешно окончив учебу в Гарвардской школе бизнеса. Давайте вместе с Аллой и гостями-музыкантами отпразднуем этот успех, поздравим Полину и устроим ей прекрасный вечер со старинной музыкой, песнями и хорошим настроением!
Приходите сами и приводите друзей. И не только русскоязычных – песни будут исполняться на английском языке, а, как известно, настоящее искусство не требует перевода. До встречи на концерте!
Nota bene! Концерт “Радости любви: лютневые песни эпох Возрождения и Барокко” состоится 19 июня в 6 часов вечера в помещении синагоги Congregation Kol Emeth по адресу: 5130 Touhy Avenue, Skokie IL, 60077. Цена билета – $20. Билеты будут продаваться у входа. Справки по телефону – 773-275-0934. Около помещения есть небольшой паркинг, также свободный паркинг на соседних улицах.
.
Сергей Элькин