Павильон Джей Притцкер, парк “Миллениум”, Чикаго, концерты 24 июня – 4 июля
24 июня, 6.30 pm; 25 июня, 7.30 pm. Шестая (”Трагическая”) симфония Г.Малера. Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.
Премьера Симфонии состоялась 27 мая 1906 года, одиннадцать дней спустя после австрийской премьеры “Саломеи” Р.Штрауса. За дирижерским пультом стоял сам Густав Малер. Для премьеры была выбрана столица сталелитейной промышленности – город Эссен в центре Рейнско-Рурского региона. Рядом – металлургические заводы Круппа, работавшие на войну 1870-71 годов, а впоследствии сыгравшие основную роль во Второй мировой войне. Соседство с заводами дало повод критикам малеровской музыки сравнивать Шестую симфонию с армией. Венский критик Ганс Либстокл начал свою рецензию словами: “Крупп производит оружие, Малер пишет симфонии”.
Название “Трагическая“ придумали друзья композитора. Критики дали Симфонии другое имя – “Сатанинская“. Критик Леон Ботштейн пишет: “После “сатанинской” Симфонии Малер вышел на подиум для поздравлений от благодарных зрителей”.
Альма Малер вспоминает, что во время репетиций Малер нервничал. После генеральной к нему в гримерку зашел Рихард Штраус и сообщил, что умер мэр Эссена, а потому перед премьерой необходимо исполнить похоронный марш. Единственный комментарий Штрауса к новому сочинению звучал так: “Симфония перенасыщена инструментами”. (Почти как комментарий Людовика к сочинению Моцарта: “Слишком много нот”.) Бруно Вальтер писал, что Малер едва смог сдержать слезы. Действительно, Симфония предполагает кроме восьми валторн, шести труб и четырех тромбонов такие инструменты, как пастушьи колокольца, низкие колокола, малый и большой барабаны, две пары тарелок, прутья, тамтам и даже молот.
Малер спокойно относился к критике своих сочинений. Критик Г.Рейнхардт, например, писал: “Неслыханно много меди! Одной меди!.. Тематическая разработка, контрапункт равны нулю… Мы никогда не думали, что Венская придворная опера может пасть так низко“. Но Штраус? Как мог Штраус настолько НЕ понять Симфонию?!
Отношения между композиторами охладели, но тем же летом Малер сел за переделку сочинения и в ноябре исполнил облегченную версию Симфонии. Впрочем, в 1907 году он вернулся к оригинальной версии.
Следующей весной Малер проводил переговоры с Метрополитен-оперой. Композитору предложили самый большой гонорар, который когда-либо получал музыкант: 75 тысяч крон за три месяца (по сегодняшнему курсу, 300000 долларов). Малер ответил согласием и 21 декабря 1907 года прибыл в нью-йоркский Hotel Majestic в западной части Центрального парка.
Произведения Малера долгие десятилетия не исполнялись. Леонард Бернстайн был прав, когда говорил: “Только спустя пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет мировых разрушений… мы можем, в конце концов, слушать музыку Малера и понимать, что она предсказывала все это“. Пришли “десятилетия мировых разрушений“, а вместе с ними – музыка Малера.
Открытые репетиции пройдут 21 июня с 3.00 pm до 5.30 pm, 23 июня с 10.30 am до 1.00 pm, 24 июня с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях состоятся 24 июня с 5.30 pm до 6.00 pm и 25 июня с 6.30 pm до 7.00 pm в помещении “Family Fun Tent”.
29 июня, 6.30 pm. Молодой талантливый финский пианист Юхо Похьонен дебютирует на фестивале, солируя во Втором фортепианном концерте Ф.Шопена. В программе также: симфоническая сюита Н.Римского-Корсакова “Антар“ на сюжет арабской сказки Сенковского и – внимание! – оркестровая версия песни Акселя Роуза “Thunderstruck“ из репертуара группы AC/DC. Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Калмар.
От романтичных Римского-Корсакова и Шопена до громоподобных раскатов тяжелого рока – на этом концерте нам точно скучать не придется!
Юхо Похьонен – один из самых талантливых пианистов своего поколения. Он родился в Хельсинки в 1981 году. С восьми лет начал учиться в Академии имени Сибелиуса. Лауреат международных фортепианных конкурсов. Стипендиат фортепианного фестиваля в Руре 2009 года (стипендию ему присудил Андраш Шифф).
Американский дебют Похьонена состоялся на Музыкальном фестивале в Аспене. Пианист исполнил “Звездные каньоны“ О.Мессиана.
Репертуар Похьонена простирается от Баха до музыки современных композиторов. В дебютный диск пианиста “Плато“ вошел концерт “Плато для фортепиано с оркестром“ скандинавского композитора Пелле Гундмундсена-Хольмгрина.
Открытые репетиции пройдут 28 июня с 11.00 am до 1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm, 29 июня с 11.00 am до 1.30 pm. Лекция об исполняемых произведениях состоится 29 июня с 5.30 pm до 6.00 pm в помещении “Family Fun Tent”.
1 июля, 6.30 pm; 2 июля, 7.30 pm. Концерт музыкальных произведений мало исполняемых сегодня чешских композиторов-классиков. В программе: симфоническая поэма А.Дворжака “Золотая прялка” и оратория Б.Мартину “Гильгамеш”.
Солисты: Анжела Меде, сопрано; Дейн Томас, тенор; Дэвид Джон Пайк, баритон; Гидон Сакс, бас; Бернард Джейкобсон, ведущий. Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.
Открытые репетиции пройдут 30 июня с 10.30 am до 1.00 pm, 1 июля с 11.00 am до 1.30 pm. Лекции об исполняемых произведениях состоятся 1 июля с 5.30 pm до 6.00 pm и 2 июля с 6.30 pm до 7.00 pm в помещении “Family Fun Tent”.
4 июля, 6.30 pm. В концерте, посвященном Дню независимости США, участвуют Национальный юношеский хор Шотландии (руководитель и дирижер – Кристофер Белл) и Чикагский молодежный симфонический оркестр (руководитель – Аллен Тинкхем). В программе – американские мелодии и песни.
Nota bene! Большинство концертов фестиваля пройдут в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes), которые позволяют сидеть в VIP зоне. При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7647. Подробная информация – на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
.
Сергей Элькин