.
В Российской национальной библиотеке в Петербурге разгорелся скандал: вывешенный в честь Дня работника культуры на доске для служебных объявлений портрет культуролога Юрия Лотмана был принят главой службы безопасности за портрет Марка Твена. После этого руководство РНБ решило бороться со «следами либерализма» и «антиправитеоьсивенным анклавом» в библиотеке.
Как пишут «Север.Реалии», портрет вывесила глава отдела культурных программ Ольга Катановская, работающая в библиотеке 25 лет: такая деятельность входит в ее обязанности.
Однако глава службы безопасности Максим Зуев заявил, что, несмотря на два высших образования, о Лотмане никогда не слышал, как и многие другие сотрудники библиотеки. По его мнению, нужно обладать «сакральным знанием», чтобы отличить Лотмана от Твена и распознать в нем «агента национальной словесности».
Главного охранника поддержала советник главы РГБ Полина Давыдова. Она не только возмутилась тем, что плакат не был согласован (параллельно в библиотеке идёт выставка о Лотмане), но и провела длительную беседу с сотрудниками библиотеки (цитаты по записи, имеющейся в распоряжении «Север.Реалий»):
«…библиотека – это идеологический институт, мы как госучреждение, которое получает зарплату из рук государства. Мы либо служим государству, я в данном случае подчеркиваю слово „служение“, либо мы занимаемся чем-то другим. Службы безопасности наблюдают за нами, не в театральном смысле или эмоциональном, а буквально. Они имеют соответствующие представления о нашей деятельности».
«Не сразу наша служба безопасности опознала здесь Юрия Михайловича Лотмана, имеют право, потому что наши спецслужбы должны опознавать другие вещи. Но есть сын Лотмана Михаил Лотман, которому принадлежат такие высказывания, что „Путин сам загнал себя в угол, он не может уйти из Кремля, его оттуда выведут“. Это является предметом информационной борьбы, используется имя Лотмана, столетие которого мы празднуем. Сын Лотмана живет в Эстонии, я не даю оценку его высказываниям, но когда наш отдел вывешивает вот так, то у спецслужб или у любого человека будет вопрос, почему из всей русской культуры был выбран именно этот персонаж».
В итоге Ольга Катановская и ее коллега Александр Гоз были лишены квартальных премий. Катановская уволилась.
.