.
Данная статья основана на лекции РАВИ БХУТАЛИНГАМ, прочитанной в исследовательском фонде Observer в Мумбае в июле 2010 года.
Рави Бхуталингам – основатель и глава компании Manas Advisory, которая предоставляет консультационные услуги в области индийско-китайских отношений.
ПОЧЕМУ КНР НЕ ПОЙДЕТ ЗАПАДНЫМ ПУТЕМ
Возрождение и подъем Китая в течение последних 60 лет – явление в истории человечества уникальное. Ни одна страна не проделывала такой путь за столь краткий срок. До 1990 г. Индия и КНР были почти на равных по размеру ВНП на душу населения. Теперь же Китай далеко впереди практически по всем основным параметрам. С 1981 по 2005 гг. Китай вызволил из нищеты 625 млн человек, что является беспрецедентным достижением. Сейчас это вторая экономика мира с ВНП на уровне 5 трлн долларов, в четыре раза больше индийского. Недавно Китай обогнал по этому показателю Японию, а до 2030 г. намерен догнать и Соединенные Штаты. Индикаторы социального и гуманитарного развития, такие как состояние здоровья нации, уровень грамотности, продолжительность жизни, равноправие женщин, положение науки и культуры выглядят не менее впечатляющими. Что касается международных отношений, то Китай превратился в крупного игрока на мировой арене и далеко ушел от революционного маоистского государства образца 1949 года.
За наращиванием мощи Пекина другие народы наблюдают с благоговением, завистью, беспокойством или страхом. Глядя на «китайскую модель» развития, которая сочетает динамизм в экономике и политический авторитаризм, многие задаются вопросом: можно ли ее копировать? Повсюду зреют невысказанные опасения: способно ли это восхождение продолжаться длительное время? куда движется КНР? станет ли мир комфортнее для остальных, если Китай снова превратится в ведущую силу, какой он был 200 лет тому назад?
На Западе есть две основные точки зрения.
Представители первой полагают, что Китаю неизбежно придется принять ту или иную разновидность западной либеральной демократии. Главный аргумент состоит в том, что глобализация, а также творческие инновации в науке, искусстве и бизнесе сделают свободу выражения и организации необходимыми для китайского общества. Демократизация в той или иной форме представляется неминуемым побочным эффектом – тем более что к ней стремится быстро формирующийся средний класс. Этим исследователям кажется, что в течение следующих двух десятилетий КНР перейдет к восточноазиатской разновидности демократии.
Представители второй школы утверждают, что произойдет это нескоро, и процесс будет очень трудным. Китайское правительство заключило со своим народом общественный договор, в рамках которого оно гарантирует гражданам устойчивый и неуклонный рост экономики в обмен на их добровольное согласие с ограничением традиционных «западно-либеральных» свобод. Такое неуверенное хождение по натянутому канату способно принести определенные плоды, но не на длительную перспективу. В какой-то момент кризис, вызванный природной катастрофой, внутренними беспорядками или эпидемией, опрокинет систему и приведет к ее коллапсу.
Примечательно, что такой шок уже случился в 2008 году. Но назывался он «мировой финансовый кризис» и был крахом не китайских банков, а западной финансовой структуры, сорвавшейся в штопор, из которого ей еще предстоит выбраться. Несмотря на непрозрачность системы, колоссальные непроизводственные активы, неэффективное управление, государственный контроль, кумовство и прочие пороки, финансово-экономическая модель КНР устояла. Китайские банки стали крупнейшими финансовыми учреждениями мира. Какой парадокс и какая ирония!
Все аналитические исследования исходят преимущественно из западных моделей, а потому отражают присущие им предпосылки и ценности. Но Китай – не просто государство. Это целая цивилизация, которой больше 5 тысяч лет. На протяжении всей истории держава демонстрировала выдающуюся способность сохранять присущий ей характер, усваивая в то же время уроки, полученные благодаря контактам с окружающим миром. Более того, подобно Индии, КНР – это страна многочисленных парадоксов. Будучи без пяти минут сверхдержавой, Китай остается развивающейся нацией. Являясь государством-цивилизацией размером с континент, Китай представляет собой авторитарный режим с некоторыми чертами демократии. Это динамичное светское государство с традиционным конфуцианским стержнем. Китайское общество отличает социальное и гендерное равенство, но в нем присутствуют колоссальные диспропорции в доходах и большие различия между регионами.
Чтобы эта противоречивая картина обрела хоть какой-то смысл, нам необходимо увидеть Китай глазами китайцев, а также уяснить для себя, что модернизация здесь вовсе необязательно должна выглядеть как вестернизация, несмотря на некоторое поверхностное сходство.
Конфуций и его долговечное наследие
Чтобы научиться понимать Китай, необходимо начать с самого начала – с VI века до нашей эры, когда жил Конфуций. В ту эпоху государства так же стремились к превосходству над своими соперниками, как они делают это и сегодня. Конфуций был странствующим учителем, дававшим советы правителям и своим ученикам, как жить добродетельной и полноценной жизнью, а также обучавшим их искусству управления. Конфуцианские высказывания и сегодня звучат очень современно – это образец индуктивной логики с самых начальных принципов:
Вещи и явления правильно классифицированы, затем становится достаточно глубоким знание.
Знание достаточно глубоко, затем становятся искренними помыслы и стремления.
Помыслы и стремления искренни, затем очищается сердце.
Очистилось сердце, затем совершенствуется личность.
Стала совершенной личность, затем в семье устанавливаются порядок и единодушие.
В семье установлены порядок и единодушие, затем упорядочивается государство.
Государство стало упорядоченным, затем умиротворяется Поднебесная.
Обратите внимание на то, что Конфуций не теоретизирует по поводу таких абстрактных понятий, как свобода и справедливость, уделяя больше внимания конкретным действиям человека, и идет от частного к общему, описывая каждый уровень нравственного поведения и этики. Но в центре стоит человек и его взаимоотношения с другими людьми и окружающим миром. Конфуцианство делало акцент на долге и обязанностях человека, благодаря исполнению которых он органично вливается в семью, общество и государство. Хотя все люди разные, принцип взаимности дополняет личную этику общественным порядком. Знаменитый принцип конфуцианства гласит: «Сохраняйте гармонию, невзирая на различия».
Правильные поступки – это не только нравственное поведение в разных ситуациях. Это поступки, которые делают государство и общество более приятным местом для жизни. В последние годы тема гармонии и согласия снова оказалась в центре внимания, когда КНР провозгласила курс на создание «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира» за его пределами.
Важность «гармонии» в китайской жизненной философии становится очевидна, если посмотреть на огромную разницу между западным и китайским представлением о человеческой природе. В греческой и иудео-христианской модели человек по своей природе считается диким, необузданным существом. Поскольку инстинкт выживания заставляет его силой добиваться исполнения желаний и удовлетворения потребностей, возникает необходимость в высшей силе, способной предотвратить «войну всех против всех». В этом гоббсианском мире, где люди руководствуются своими низменными желаниями и инстинктами, выживание может гарантировать только всемогущий правитель, способный подчинить себе окружающих и поддерживать мир. Поэтому государство-Левиафан не только становится «необходимым злом» для общества, но оно всегда ограничивает людей в их желаниях, а значит, его присутствие следует свести к минимуму.
Конфуцианский взгляд на человеческую природу очень близок к индийским воззрениям и резко отличается от западных представлений. Как и в индийском классическом эпосе, Конфуций полагал, что человек способен как на добро, так и на зло, и может менять свое поведение в процессе самосовершенствования, обучения, познания и образования. В конфуцианстве нет понятия «первородного греха» или утраты человеком благодати. Соответственно, человеком можно мудро управлять, побуждая его к самосовершенствованию; при этом насилие допустимо лишь в исключительных случаях. Правда, в Китае существовала также и «школа легистов», которые придерживались более «циничных» взглядов, и трение между этими двумя направлениями мысли проявляется даже в наши дни, что находит отражение в некоторых непоследовательных действиях правительства КНР.
Важное следствие конфуцианского образа мыслей заключается в том, что правительство воспринимается неотъемлемой частью системы концентрических кругов (хотя и кругом, наиболее удаленным от центра) после семьи, общества и государства, а потому считается «необходимым добром». Склонность китайцев согласовывать личные цели и поступки с более важными общественными и государственными задачами и отзываться на массовую мобилизацию во многом обязана конфуцианскому наследию и не может объясняться только принуждением и властным диктатом. В качестве исторических примеров можно привести массовые китайские инициативы, такие как строительство Великой стены, Большого канала, связавшего Хуанхэ с Янцзы, гигантские ирригационные сооружения Дуцзянъянь и многие другие. В современную эпоху подобные инициативы направлены на решение таких вопросов, как обеспечение прав женщин, санитария, борьба с уничтожением лесов и, конечно, развитие материальной инфраструктуры. Ведущая роль государства заметна также в таких демократиях, как Япония, Сингапур и Южная Корея, где двигателем развития всегда была связь между государственной службой и бизнесом, подкрепленная общественным согласием. Последнее всегда помогало противостоять скатыванию к кумовству и олигархии.
Хотя Конфуций считал, что человек способен формировать себя посредством самосовершенствования и образования, познание он понимал не просто как изучение книг. Учитель ценил образование как основание нравственных ценностей и «постижения вещей», но превыше всего ставил практику и жизненный опыт. Он говорил: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».
Конфуцианским акцентом на образовании, открытом для всех, а также на практическом опыте как средстве развития человека («самосовершенствование») и общества в их взаимозависимости объясняется повышенное внимание к народному образованию во всех восточноазиатских обществах, которые попали под влияние идей Конфуция, то есть в Японии, Китае и Корее. Соответственно, уровень грамотности в такой стране, как Корея – где конфуцианская традиция сохранилась в наиболее чистом виде, – был просто выдающимся задолго до японской колонизации и реформ в самой Японии. В Китае в 1930-е гг. коммунисты заручились поддержкой народа благодаря мерам по доступу к образованию в Яньани (город на северо-западе страны, где в 1937–1947 гг. располагался ЦК Компартии Китая. – Ред.). Эта традиция также проявилась впоследствии в открытости китайцев и их способности впитывать идеи из-за рубежа и развивать их. Они явно не зациклены лишь на доморощенных учениях.
Развитие этого направления мысли привело к появлению теории о том, что государственное управление – искусство, которому нужно учиться и которым необходимо кропотливо овладевать. Оно не может быть обретено случайно и кем попало. Отсюда настороженное отношение китайцев к выборам путем всенародного голосования. Может ли этот процесс привести к избранию на ответственные государственные посты по-настоящему подготовленных для этой работы людей? Смогут ли они принимать долговременные или непростые решения, которые, возможно, противоречат их личным или отраслевым интересам? Смогут ли они отстаивать интересы тех, кто не принимал участия в голосовании? Конфуций учил, что умелое руководство – плод учебы и накопления необходимого опыта. Люди, заслуживающие высоких постов, должны прежде пройти через испытания, и добродетельность – одна из необходимых предпосылок для занятия высокой должности. Учение Конфуция предвосхитило современную этику корпоративного руководства.
Если обобщить все вышесказанное, то конфуцианская модель коренным образом отличается от западного подхода в следующих моментах:
Человек по природе своей способен как на добро, так и на зло.
От самосовершенствования, образования и работы над собой зависит, что победит в человеке: добро или зло.
Человек живет в обществе, поэтому отношения, долг и обязанности важнее личных качеств и способностей.
Гармония должна быть главным принципом регулирования отношений.
Государство – лишь продолжение народа, а значит, неотъемлемая часть человеческих отношений.
Для хорошего управления требуется добродетель, обучение и опыт. Этими качествами одарены далеко не все.
Гармоничное правление приведет к миру, который будет благом для всех.
Вот те идеалы, к которым с большим или меньшим успехом китайское общество стремится на протяжении долгих веков, и нынешняя эпоха – не исключение.
Многочисленные воплощения Конфуция
За 2500 лет, прошедших со времени рождения Конфуция, его наследие укоренилось в Китае практически на генетическом уровне. Хотя некоторые императоры пытались подавлять конфуцианство, оно мирно сосуществовало с даосизмом и буддизмом на протяжении долгих веков, причем эти мировоззренческие системы обогащали друг друга. Мао попробовал отречься от Конфуция и искоренить его учение, но даже ему приходилось восхищаться конфуцианской этикой, поскольку она ставила во главу угла народное образование и общественный порядок. Наследие двух с половиной тысячелетий невозможно быстро уничтожить, и оно доказало свою способность возрождаться в каждую новую эпоху, всегда оставаясь актуальным и современным. Взять, к примеру, совет Конфуция о том, как лучше всего управлять народом. «Обогати их, дай им образование» – советовал мудрец, имевший явную склонность к ярким и коротким фразам, состоящим из четырех иероглифов. Это удивительно созвучно с реформистским лозунгом Дэн Сяопина, выдвинутым в 1979 г.: «Стать богатым – это почетно!»
Точно так же концепция сыновней почтительности находит выражение в китайских законах, обязывающих детей заботиться о престарелых родителях. Конфуцианские методы самокритики и принесения извинения являются также частью коммунистического порядка и дисциплины – общественное порицание и унижение считаются более действенными сдерживающими средствами, чем штрафы и тюремное заключение. Точно так же государство опирается на «великие примеры для подражания», такие как образцовые рабочие и спортсмены, чтобы мобилизовать китайский народ на грандиозные свершения.
Наконец, Конфуций отстаивал право обиженных граждан прибегать к «ремонстрации» (то есть выражению своего несогласия) в качестве метода добиваться справедливых решений от князей и правителей. «Ремонстрация» – это уникальная конфуцианская теория, сочетающая здравое суждение с сочувственным выслушиванием всех заинтересованных сторон. Последователи Конфуция считают, что это лучший инструмент разрешения проблем в сравнении с принципом состязательности или парламентскими дебатами, и что он особенно действенен в сочетании с технократическим принятием решений.
Давайте снова вернемся к гармонии как центральному понятию конфуцианства. С 2002 г. гармония представляется основным руководящим принципом, лежащим в основе как внутренней, так и внешней политики Китая. Но китайское правительство и раньше двигалось в этом направлении, когда Цзян Цзэминь, председатель КНР с 1993 по 2003 гг. и глава Компартии Китая (КПК) с 1989 по 2002 гг., выдвинул теорию «трех представительств». Эта не очень понятная фраза в действительности означала, что КПК решила расширить свою базу и включить в нее не только рабочих и крестьян, но и предпринимателей. Интересы всех этих слоев общества будут учтены и «гармонизированы» в КПК нового образца.
Почему это так важно для КПК? Потому что это условие успешного решения стоящей перед партией задачи: осуществление упорядоченного перехода от нынешней формы правления к той, при которой правящая элита будет наделена полной легитимностью. Давайте теперь обратимся к этому важному вопросу.
Вызов и ответ – роль конфуцианства
Анализируя складывающуюся ситуацию, сама КПК пришла к выводу, что нынешняя модель правления сопряжена с неприемлемо высоким риском. Задуманный Цзян Цзэминем великий союз рабочих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, похоже, вырождается в классовое сотрудничество элиты (две последние социальные группы), которая снимает сливки с помощью кумовства и коррупции. Хотя партия обеспечивает экономическую эффективность, господствующий климат нравственного разложения и свирепствующего меркантилизма угрожает ее легитимности. Члены КПК, особенно в провинциях, вступали в сговор, чтобы заключать несправедливые сделки по приобретению земли и недвижимости в ущерб сельским труженикам. Неудивительно, что на протяжении последних трех лет ежегодно фиксируется по 80 тыс. массовых протестов. Неужели сбудется один из двух негативных сценариев, нарисованных западными учеными?
Традиционный западный рецепт для партии, желающей избежать печальной участи – введение строгой отчетности, независимой судебной системы, власти закона, системы сдержек и противовесов и т. д., а в конечном итоге – переход к выборной демократии. Но не стоит спешить. КПК тщательно изучает англо-американские демократии, скандинавскую социал-демократическую модель, особенности государств Восточной Азии и быстроразвивающихся стран, таких как Индия и Индонезия. Нет ничего удивительного и нелогичного в том, что китайские лидеры приходят к довольно пессимистическим выводам.
Что касается западных демократий, то КПК считает их фактически олигархическими государствами, где правящая элита не слышит голос народа даже в таких вопросах, как ведение войны. Более того, эти общества раздираемы глубокими экономическими разногласиями, они не способны обуздать рыночную стихию, вынуждены решать социальные проблемы, которые были бы разрушительны в китайском контексте. Скандинавские демократии выглядят вполне благополучно, но они слишком далеко ушли вперед, чтобы служить примером для Китая в переходный период. Жители Индии, вне всякого сомнения, были бы разгневаны тем, что китайцы считают их хваленую демократию фикцией, поскольку она не приносит справедливых экономических дивидендов и не ведет к социальной реформе, которая изменила бы жизнь бедных и социально незащищенных слоев общества. Вместо этого всю выгоду от экономического роста пожинают элиты. Вполне естественно, что наиболее скрупулезно изучаются примеры демократий в Восточной Азии. Конечный вывод сводится к тому, что легитимной и устойчивой может быть лишь та система, которая корнями глубоко уходит в национальную культуру. Если заимствуются чужеродные идеи, они должны быть адаптированы, чтобы прижиться и процветать на национальной почве.
Можно ли представить себе более благодатную почву, чем конфуцианство, лелеемое и культивируемое уже более двух тысячелетий? Как мы уже убедились, многие его обычаи, идеи, понятия и практические рекомендации не только совместимы с современным Китаем, но и активно используются китайскими государственными деятелями и обществом. Так что единственный остающийся вопрос можно сформулировать следующим образом: есть ли что-либо в учении Конфуция, что фундаментально отрицало бы ценность прозрачности, отчетности, власти закона или участия общества в управлении государством?
На первый взгляд ответ должен быть отрицательным. Возьмите участие общества в управлении. Помимо сельских выборов, в Китае реализуется принцип «внутрипартийной демократии», при котором в низших эшелонах партии вводятся конкурентные выборы. Все шире используется «консультативная демократия», когда с жителями городов и поселков обсуждают планы строительства в данной местности, как это имело место в городе Чунцин. В результате проведенных консультаций с местным населением был отменен проект расширения скоростной железнодорожной магистрали «Маглев» в Шанхае. Система законов и юридическая инфраструктура быстро формируется, хотя в отличие от Запада, где практикуется состязательное право, главным способом урегулирования споров остаются посредничество и компромисс. Одним из наиболее влиятельных учреждений Китая является Государственное ревизионное управление, которое раскрыло несколько крупных афер и хищений бюджетных средств, включая печально известные «фиктивные СЭЗ», специальные экономические зоны, с помощью которых некоторые ловкие дельцы обобрали казну, похитив немалые суммы. Зачастую вскрытие подобных фактов не влечет за собой никаких последствий, однако все чаще расплата настигает даже высокопоставленных партийных функционеров – в некоторых случаях вплоть до смертной казни.
Однако не подлежит сомнению, что представление Запада о том, как должна была бы выглядеть конфуцианская демократия, скорее всего не совпало бы с мнением о ней самих китайцев. Налицо факт, что сегодня центральное руководство пользуется поддержкой большинства китайского населения, которое верит, что жизнь постепенно улучшается. Жалобы и недовольство вызваны произволом и коррупцией местного чиновничества. Пока цензура и прочие ограничения не отражаются на 90% повседневной деятельности простых людей, они будут склонны давать правительству кредит доверия и даже прощать ему излишества и явные промахи, коль скоро они не носят катастрофического характера. Это впечатление станет усиливаться по мере того, как запрет на свободное выражение взглядов начнет постепенно ослабевать, даже если неявные и размытые ограничения все же останутся. Короче, если перефразировать Линкольна, китайцы в собственных стратегических интересах будут принимать «правительство, созданное из народа и для народа», но не народом.
Однако будет обидно, если конфуцианство направят на достижение исключительно утилитарной цели сохранения у власти КПК. Ибо подлинное преимущество учения заключается в двух вещах. Во-первых, это нравственная сила и этическая система. Во-вторых, это универсальное представление о человечестве.
После того как прежние режимы были демонтированы в большинстве «стран социализма», приверженность Китая коммунистической теории остается чисто формальной – там никогда не разделяли утопических представлений о человечестве, некогда изложенных Марксом, Лениным или даже Мао. Капитализм тоже серьезно подмочил свою репутацию. Ганди в свое время предложил мощную альтернативу, которая завладела умами всех индийцев. С тех пор не возникало сопоставимого по масштабам проекта, который доказал бы свою способность захватить воображение простых людей и мобилизовать их. Точно так же и в Китае, когда маоистская мечта была растоптана «культурной революцией», возобладали прагматизм, осторожность, бюрократическая технократия и стремление к эффективности во всем. Однако у китайцев нет утопических представлений, которые воодушевляли бы весь народ на достижение более значительных целей, чем личное благополучие.
«Гармоничное общество» и «гармоничный мир» таят в себе потенциал, который еще только предстоит реализовать. Однако полномасштабное конфуцианское возрождение предложило бы китайскому народу мировоззрение, укорененное в его же национальной традиции и дающее возможность завершить процесс роста и восстановления после 200 лет частичной колонизации, гражданской войны, хаоса и иностранной оккупации. У китайцев появилось бы основание для того, чтобы снова стать Поднебесной империей или Срединным царством, но не в ура-патриотическом или шовинистическом контексте. Конфуцианство дает им шанс гордиться Китаем и тем, что они китайцы, наращивать уверенность в собственных силах и предложить миру альтернативную гуманистическую философию.
Продължението на речта на Си – линк:
https://ru.theorychina.org.cn/c/2022-10-26/1451417.shtml
Си Цзиньпин
ВЫСОКО НЕСЯ ВЕЛИКОЕ ЗНАМЯ СОЦИАЛИЗМА
С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ, СПЛОЧЕННО БОРОТЬСЯ ЗА ВСЕСТОРОННЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВО МОДЕРНИЗИРОВАННОГО
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
Доклад на XX Всекитайском съезде
Коммунистической партии Китая
16 октября 2022 года
Товарищи!
Разрешите от имени Центрального Комитета 19-го созыва представить съезду доклад.
XX Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая является чрезвычайно важным съездом, созванным в ключевой момент, когда наша партия и многонациональный народ страны, отправившись в новый поход к всестороннему строительству модернизированного социалистического государства, начали шагать к осуществлению намеченной к столетию КНР цели.
Основная тема данного съезда: высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, целиком и полностью претворять в жизнь идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи, развивать великий дух основания КПК, укреплять уверенность в себе и стремиться к самосовершенствованию, отстаивать основополагающие принципы и внедрять инновации, трудиться с воодушевлением, смело и решительно двигаться вперед, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства и всестороннее продвижение процесса великого возрождения китайской нации.
Коммунистическая партия Китая уже прошла столетний путь борьбы. Наша партия неизменно посвящает себя вечному великому делу китайской нации, отдает все силы благородному делу мира и развития человечества. Ее ответственность крайне велика, ее миссия безмерно почетна. Все партийные товарищи обязательно должны оставаться верными нашей изначальной цели, ни на минуту не забывать о своей миссии, сохранять скромность и осторожность, упорно и самоотверженно трудиться, смело и умело вести борьбу, укреплять историческую уверенность и повышать историческую инициативу, чтобы вписать еще более яркие главы в историю развития социализма с китайской спецификой новой эпохи.
I. РАБОТА ЗА ИСТЕКШЕЕ ПЯТИЛЕТИЕ И ВЕЛИКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗА ДЕСЯТИЛЕТИЕ НОВОЙ ЭПОХИ
Пять лет, прошедшие после XIX съезда КПК, были чрезвычайно необычными и крайне непростыми. ЦК партии, комплексно учитывая общую стратегию великого возрождения китайской нации и невиданные за последние сто лет колоссальные перемены в мире, созвал семь пленумов, на которых были вынесены решения и постановления по таким важным вопросам, как внесение поправок в Конституцию, углубление реформы партийных и государственных органов, отстаивание и совершенствование социалистического строя с китайской спецификой, продвижение модернизации системы и потенциала государственного управления, разработка 14-й пятилетней программы и перспективных целей на 2035 год, а также всестороннее обобщение основных достижений и исторического опыта столетней борьбы КПК, выработав важнейшие стратегические планы по развитию дела партии и государства. ЦК КПК, сплачивая и ведя за собой всю партию, армию и многонациональный народ страны, эффективно реагировал на сложную и суровую международную ситуацию, на непрерывно возникающие серьезные риски и вызовы, в приподнятом состоянии духа неустанно продвигал вперед социализм с китайской спецификой новой эпохи.
В течение прошедших пяти лет мы неизменно усиливали всестороннее руководство со стороны КПК и единое централизованное руководство ЦК партии, всеми силами стимулировали процесс полного построения среднезажиточного общества, обеспечили полное, точное и всестороннее претворение в жизнь новой концепции развития, прилагали большие усилия для содействия высококачественному развитию, активно работали над формированием новой архитектоники развития. Мы динамично и уверенно стимулировали реформы, основательно внедряли народную демократию во всем процессе, всесторонне продвигали практику управления государством на правовой основе. Мы активно развивали передовую социалистическую культуру, уделяли особое внимание обеспечению и улучшению благосостояния народа, сосредоточивали силы на интенсивной борьбе с бедностью, всемерно способствовали развитию экологической цивилизации. Мы решительно защищали национальную безопасность, предотвращали и устраняли серьезные риски, сохраняли общую стабильность в обществе, интенсивно способствовали модернизации национальной обороны и вооруженных сил, по всем направлениям развивали дипломатию мировой державы с китайской спецификой, всесторонне продвигали партийное строительство как новую великую программу. Мы торжественно отметили столетие со дня основания Коммунистической партии Китая и 70-ю годовщину образования Китайской Народной Республики, разработали Решение ЦК КПК по основным достижениям и историческому опыту столетней борьбы партии. В рамках всей партии мы развертывали учебно-воспитательные мероприятия, посвященные изучению партийной истории, построили Музей истории Коммунистической партии Китая, призывали всех членов партии изучать и следовать великому духу основания КПК, в новом походе более крепко и сознательно помнить изначальную цель и возложенную на них миссию, создавать более светлое будущее. Особенно стоит отметить, что перед лицом внезапно вспыхнувшей эпидемии COVID-19 мы твердо придерживались принципа «народ превыше всего, жизнь превыше всего», прилагали неустанные усилия для предотвращения завоза инфекции извне и ее повторного распространения внутри страны. Неуклонно следуя курсу на динамичное сведение к нулю случаев заражения, мы развернули народную войну, тотальную войну и оборонительную войну против эпидемии, в максимальной степени гарантировали безопасность жизни и здоровье народа, добились важнейших положительных результатов в координации работы по профилактике и контролю эпидемии и по обеспечению социально-экономического развития. Столкнувшись с потрясениями и изменениями ситуации в Сянгане, мы согласно Конституции КНР и Основному закону КНР о Сянганском особом административном районе эффективно реализовывали полную юрисдикцию над Сянганским ОАР, разработали и реализовывали Закон КНР о защите национальной безопасности в Сянганском особом административном районе, претворяли в жизнь принцип «Сянганом управляют патриоты», благодаря чему в Сянгане был осуществлен важный переход от смуты к полному порядку. К тому же, мы всесторонне стимулировали строительство региона «Большой залив» Гуандун–Сянган–Аомэнь, поддерживали Сянган и Аомэнь в развитии экономики, повышении благосостояния населения и поддержании стабильности. В ответ на деятельность сепаратистских сил, выступающих за так называемую «независимость Тайваня», и серьезную провокацию внешних сил, вмешивающихся в дела Тайваня, мы решительно развертывали серьезную борьбу против сепаратизма и вмешательства. Это позволило нам продемонстрировать твердую решимость и мощный потенциал в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Китая, в противостоянии так называемой «независимости Тайваня», еще крепче удержать в своих руках стратегическую инициативу в осуществлении полного воссоединения Родины, еще надежнее укрепить в мировом сообществе позицию отстаивания принципа единого Китая. В условиях резко меняющейся международной обстановки, особенно перед лицом шантажа, сдерживания, блокирования и максимизации давления извне, мы неуклонно ставили интересы государства превыше всего, уделяли приоритетное внимание внутренней политической обстановке, сохраняли стратегическую решимость, развивали дух борьбы, проявляли несгибаемую волю к противостоянию политике силы, защитили национальное достоинство и коренные интересы Китая в борьбе, твердо удержали в своих руках инициативу в собственном развитии и обеспечении безопасности страны. За прошедшие пять лет наша партия, сплачивая и ведя за собой народ, решила множество сложнейших проблем, которые долгое время оставались нерешенными, выполнила многие важнейшие дела, определяющие долгосрочную перспективу, способствовала достижению в деле партии и государства значительных успехов, приковавших взоры всего мира.
Товарищи! Со времени созыва XVIII съезда партии прошло уже десять лет. В течение этих десяти лет мы были свидетелями трех важнейших событий, имеющих огромное практическое и глубокое историческое значение для дела партии и народа. Во-первых, мы встретили столетие Коммунистической партии Китая; во-вторых, социализм с китайской спецификой вступил в новую эпоху; в-третьих, мы выполнили историческую задачу интенсивной ликвидации бедности и всестороннего построения среднезажиточного общества, реализовав намеченную к столетию КПК цель. Все это знаменует собой историческую победу, одержанную благодаря сплоченной борьбе Коммунистической партии Китая и китайского народа, достойную стать самой яркой строкой в анналах истории развития китайской нации и оказывающую далеко идущее влияние на весь мир.
Десять лет назад перед нами сложилась такая ситуация: в области реформ, открытости и социалистической модернизации были достигнуты огромные успехи, в продвижении новой великой программы партийного строительства были получены значительные результаты, что заложило прочную основу, создало благоприятные условия и предоставило важные гарантии для дальнейшего движения вперед. В то же время целый ряд острых противоречий и проблем, накопившихся за долгое время или появившихся недавно, требовал неотложного разрешения. Внутри партии существовало немало проблем, связанных с неотчетливым пониманием необходимости отстаивания партийного руководства и неэффективностью действий, а также с ослаблением, опустошением и умалением партийного руководства. У некоторых партийцев и кадровых работников возникли колебания в политических убеждениях, несмотря на то, что неоднократно налагались запреты, в некоторых районах и ведомствах все еще имели место проявления формализма, бюрократизма, гедонизма и роскошества, остро стояла проблема распространения менталитета «привилегированного положения» и феномена стремления к нему, некоторые коррупционные деяния вызывали сильное потрясение. В экономической сфере особую остроту приобрели структурные и институциональные противоречия, наблюдалась проблема неравномерности, несогласованности и неустойчивости развития, традиционная модель развития перестала быть эффективной, с каждым днем все четче проявлялись некоторые глубинные проблемы структурно-институционального характера и оковы затвердевших интересов. Некоторые люди были лишены достаточной уверенности в политическом строе социализма с китайской спецификой, серьезными оставались такие проблемы, как полное игнорирование либо нестрогое исполнение закона. Часто имели место поклонение деньгам, гедонизм, крайний индивидуализм, исторический нигилизм и другие ошибочные идейные течения, наблюдалась путаница в общественном мнении в киберпространстве, что серьезно сказывалось на сознании людей и атмосфере общественного мнения. В области обеспечения благосостояния народа существовало немало слабых звеньев. Все более острыми стали такие проблемы, как усугубление сдерживающего воздействия со стороны ресурсов и экологии, загрязнение окружающей среды. Наша система защиты национальной безопасности оказалась недостаточно совершенной, не хватало потенциала в противостоянии различным серьезным рискам, в сфере модернизации национальной обороны и вооруженных сил также существовало немало недостатков и слабых звеньев. Институты и механизмы реализации в Сянгане и Аомэне курса «одна страна – две системы» нуждались в улучшении. Национальная безопасность оказалась перед лицом серьезных вызовов и так далее. В то время немало людей внутри партии и в обществе сильно беспокоились о будущем партии и страны. Перед лицом вышеуказанных острых противоречий и проблем, которые негативно повлияли на обеспечение длительного пребывания партии у власти, долгосрочного порядка и стабильности в стране, на счастливую и благополучную жизнь народа, ЦК партии, точно проанализировав сложившуюся ситуацию, предпринял смелые и решительные шаги, с непреклонной волей и устремленностью преодолел все сложнейшие проблемы. Сплачивая и ведя за собой всю партию, армию и многонациональный народ страны, ЦК партии трудился с полной отдачей, засучив рукава, смело двигался вперед, невзирая на любые препятствия, с твердой решимостью вел великую борьбу, имеющую много новых исторических особенностей.
На протяжении десяти лет, твердо придерживаясь марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важных идей тройного представительства и научной концепции развития, целиком и полностью претворяя в жизнь идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи, всесторонне следуя основной линии и основной стратегии партии, мы приняли целый ряд стратегических мер, продвинули серию реформаторских практик, совершили ряд прорывных сдвигов и добились ряда знаковых результатов. Нам удалось выдержать испытания различными рисками и вызовами, возникшими в политической, экономической и идеологической сферах, а также связанными со стихийными бедствиями. В деле партии и государства были достигнуты исторические успехи и совершены исторические преобразования, благодаря чему Китай отправился в новый поход всестороннего строительства модернизированного социалистического государства.
– Мы создали идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи, утвердили основные стратегии отстаивания и развития социализма с китайской спецификой, выдвинули ряд новых концепций, новых идей и новых стратегий в области государственного управления, что ознаменовало новый скачок в китаизации и осовременивании марксизма. Мы неуклонно вооружали себя этими достижениями теоретических инноваций, с их помощью руководили практической деятельностью и продвигали работу, предоставляя основное руководство для развития дела партии и государства в новую эпоху.
– Мы всесторонне усилили партийное руководство, четко определили, что сущностная особенность социализма с китайской спецификой – это руководство со стороны КПК, наиважнейшее преимущество социалистического строя с китайской спецификой – это руководство со стороны КПК. Коммунистическая партия Китая – это политическая руководящая сила наивысшего порядка, отстаивание единого централизованного руководства со стороны ЦК КПК – это наивысший политический принцип. Мы системно улучшали институциональную систему партийного руководства, все члены партии усиливали политическое сознание, сознание интересов целого, сознание ядра и сознание равнения, осознанно сохраняли наивысшую степень идеологического, политического и практического единения с ЦК КПК, постоянно повышали политическую рассудительность, политическую проницательность и способность исполнения политических решений. Все это позволило нам обеспечить авторитет ЦК КПК и его единое централизованное руководство, гарантировать роль партии как руководящего ядра, владеющего обстановкой в целом и координирующего деятельность всех сторон, в результате наша марксистская политическая партия с более чем 96 млн членов достигла более высокой степени единства и сплоченности.
– Мы разработали научно обоснованный и целостный стратегический план развития дела партии и государства в новую эпоху, поставили задачу осуществления китайской мечты о великом возрождении китайской нации и стимулировали ее реализацию за счет китайской модернизации. Мы координировали усилия по осуществлению великой борьбы, великой программы, великого дела и великой мечты, четко определили общую схему пятиединого строительства и четырехаспектную всестороннюю стратегическую концепцию, установили основной алгоритм работы – поступательное движение вперед при поддержании стабильности, в едином порядке планировали работу в сфере развития и безопасности. Мы четко определили, что основным противоречием китайского общества является противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития, в тесной увязке с разрешением данного основного противоречия продвигали работу по всем направлениям, непрерывно обогащали и развивали новую форму человеческой цивилизации.
– Мы путем ведения последовательной борьбы реализовали давнюю заветную мечту китайской нации о достижении среднего достатка, Китай поднялся на более высокую стартовую позицию в истории своего развития. Твердо придерживаясь курса на оказание адресной помощи нуждающимся и направляя отборные силы на выполнение этой работы, мы одержали победу в самой масштабной в истории человечества борьбе с бедностью. В масштабах всей страны «ярлык бедности» был окончательно снят с 832 бедных уездов, приблизительно 100 млн сельских жителей были избавлены от нищеты, более 9,6 млн человек были переселены из бедных районов в обеспеченные. Мы исторически положили конец абсолютной бедности, внесли весомый вклад в дело сокращения бедности в мире.
– Мы выдвинули и претворяли в жизнь новую концепцию развития, интенсивно содействовали высококачественному развитию, способствовали формированию новой архитектоники развития, проводили структурные реформы в сфере предложения, разработали целый ряд важнейших стратегий регионального развития, имеющих большое значение для ситуации в целом, благодаря чему был совершен исторический скачок в наращивании экономической мощи Китая. Общий объем ВВП страны увеличился с 54 трлн юаней до 114 трлн юаней, доля совокупного объема экономики Китая в мировой экономике достигла 18,5%, прирост составил 7,2 процентного пункта, по этому показателю Китай прочно занял второе место в мире; ВВП на душу населения увеличился с 39,8 тыс. юаней до 81 тыс. юаней. По общему объему производства зерновых Китай закрепился на первом месте в мире, была надежно обеспечена продовольственная и энергетическая безопасность для более чем 1,4 млрд человек. Коэффициент урбанизации страны повысился на 11,6 процентного пункта, достигнув 64,7%. Китай неизменно лидирует в мире по масштабу обрабатывающей промышленности и объему валютных резервов. Были построены самые крупные в мире сети высокоскоростных железных и автомобильных дорог, достигнуты большие успехи в строительстве аэропортов, портов, гидротехнической, энергетической, информационной инфраструктуры и др. Была усилена динамика укрепления собственного потенциала в области науки и техники, общий объем расходов на НИОКР в масштабах всей страны с 1 трлн юаней вырос до 2,8 трлн юаней, что обеспечило Китаю второе место в мире по этому показателю, а по общей численности персонала, занятого НИОКР, – первое место. Постоянно интенсифицировались фундаментальные исследования и оригинальные инновации, был совершен прорыв в освоении ряда основных ключевых технологий, развивались и укреплялись нарождающиеся отрасли стратегического значения. Были отмечены важнейшие достижения в таких областях, как пилотируемое космоплавание, зондирование Луны и Марса, зондирование земных недр и глубоководное морское зондирование, суперкомпьютеры, спутниковая навигация, квантовая информатика, технологии ядерной энергетики, новые технологии в области энергетики, производство больших самолетов, биомедицина и биофармацевтика. Китай вошел в число государств инновационного типа.
– Мы с огромной политической отвагой всесторонне углубляли реформы, развертывали борьбу за выполнение сложнейших задач по реформам, усиливали проектирование на высшем уровне в этой области. Набравшись смелости затронуть «зону глубоководья» и решить наиболее сложные вопросы, не отступая ни перед какими опасностями и смело противостоя новым противоречиям и вызовам, мы освободились от идейных стереотипов, вырвались из оков затвердевших интересов, решительно устранили различные структурно-институциональные пороки. В результате были в основном сформированы фундаментальные институциональные рамки во всех сферах деятельности, во многих областях были осуществлены исторические преобразования, системное переформатирование и общая реконструкция, полностью завершен новый раунд реформы в партийных и государственных органах, социалистический строй с китайской спецификой стал еще более зрелым и закрепленным, заметно повысился уровень модернизации системы и потенциала государственного управления.
– Мы проводили более активную стратегию открытости, согласно высоким стандартам создавали глобально-ориентированную сеть зон свободной торговли, ускоряли строительство пилотных зон свободной торговли и Хайнаньского порта свободной торговли. Инициатива совместного строительства «Одного пояса и одного пути» стала международным общественным благом и площадкой для международного сотрудничества, пользующимися широким одобрением. Китай стал главным торговым партнером более чем 140 стран и регионов, занял первое место в мире по совокупному объему товарооборота, стоял в первых рядах стран мира в сфере привлечения иностранного капитала и инвестирования за рубежом. Все это позволило сформировать архитектонику внешней открытости, осуществляемой в более крупных масштабах, в большем количестве сфер и в более глубокой степени.
– Мы неизменно следовали по пути развития политического строя социализма с китайской спецификой, всесторонне развивали народную демократию во всем процессе, комплексно стимулировали институционализацию, регламентацию и процессуализацию в развитии политического строя социалистической демократии, широко распространяли социалистическую консультативную демократию. Благодаря этому сильнее упрочилось положение народа как хозяина страны, усилилась жизненная энергия низовой демократии, был укреплен и расширен патриотический единый фронт, в деле стимулирования национальной сплоченности и прогресса сложилась новая атмосфера, целиком и полностью был претворен в жизнь основной курс партии в области религиозной работы, права человека были еще надежнее гарантированы. Мы интенсивно продвигали строительство социалистического правового государства, в основном сформировали общую архитектонику всестороннего управления государством на правовой основе, ускоряли процесс создания социалистической правовой системы с китайской спецификой и добились значительного прогресса в реформе судебной системы. В результате были более надежно обеспечены социальное равенство и справедливость, были открыты новые горизонты в деле строительства правового Китая.
– Мы утвердили и отстаивали коренной институт, обеспечивающий руководящее положение марксизма в области идеологии. Достижения партии в сфере теоретических инноваций в новую эпоху глубоко укоренились в сознании людей, широко распространялись основные ценности социализма, творческое внедрение и инновационное развитие получила выдающаяся традиционная китайская культура, все сильнее процветала сфера культуры, непрерывно улучшалась интернет-среда, в идеологической сфере произошли всесторонние и кардинальные изменения. Мы торжественно отметили 90-летие Народно-освободительной армии Китая, 40-летие политики реформ и открытости, 70-летие победы китайского народа в войне Сопротивления японским захватчикам и в Мировой антифашистской войне, 70-ю годовщину прибытия китайских народных добровольцев на корейский фронт для оказания отпора американской агрессии, успешно провели Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Пекине. Молодое поколение стало проявлять еще более активное стремление вперед, заметно укрепилась уверенность в отечественной культуре у всех партийных товарищей и многонационального народа страны, а в плане духовного состояния они стали еще более энергичными и воодушевленными.
– Мы последовательно претворяли в жизнь концепцию развития, в которой народ занимает центральное место, прилагали неустанные усилия к тому, чтобы детям было где получать воспитание, народу – где получать образование, зарабатывать на жизнь, лечиться и проживать, чтобы в старости народ жил обеспеченной жизнью, а уязвимая группа людей получала помощь, что способствовало всестороннему улучшению жизни народа. Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения возросла до 78,2 года. Среднедушевые располагаемые доходы населения увеличились с 16,5 тыс. юаней до 35,1 тыс. юаней. Среднегодовой прирост занятого населения в городах и поселках превысил 13 млн человек. В Китае были созданы крупнейшие в мире системы образования, социального обеспечения, медобслуживания и здравоохранения. В частности, в повышении уровня распространения образования был совершен исторический скачок, 1,04 млрд человек были охвачены базовым страхованием по старости, а коэффициент участия в базовом медицинском страховании стабилизировался на уровне 95%. Была своевременно скорректирована политика деторождения. Были реконструированы более 42 млн квартир в барачных кварталах, перестроено аварийное жилье для более чем 24 млн сельских семей, благодаря чему заметно улучшились жилищные условия городского и сельского населения. Численность пользователей Интернета достигла 1,03 млрд человек. Чувство обретения, чувство счастья и чувство защищенности у народных масс стали еще более ощутимыми, гарантированными и устойчивыми, новые результаты были достигнуты в осуществлении всеобщей зажиточности населения.
– Мы неизменно придерживались концепции «изумрудные воды и зеленые горы – бесценное сокровище», продолжали в едином порядке охранять и на основе системного подхода улучшать экологию горных районов, речной и озерной среды, лесной территории, пахотных земель, степных покровов и песчаных почв, интенсифицировали защиту экологии во всех сферах деятельности, на всей территории страны и во всем процессе работы. Более совершенной стала институциональная система в области экологической цивилизации, углубленное развитие получила работа по интенсивной борьбе с загрязнением, были сделаны твердые шаги на пути зеленого, рециркуляционного и низкоуглеродного развития, в деле защиты экологии и охраны окружающей среды произошли изменения исторического и переломного характера, оказавшие влияние на общую обстановку в целом. В результате небо нашей Родины стало более голубым, горы – более зелеными, а вода – более чистой.
– Мы воплощали в жизнь всеобъемлющую концепцию национальной безопасности, непрерывно совершенствовали систему руководства, правовую систему, систему стратегий и систему политических установок в сфере национальной безопасности, ни на йоту не уступая в принципиальных вопросах, своей непоколебимой волей и стойкостью защитили суверенитет, безопасность и интересы развития государства. Благодаря этому была всесторонне и еще надежнее обеспечена национальная безопасность. Продолжала улучшаться система социального управления, основанного на принципах совместного строительства, совместного управления и совместного пользования, были эффективно сдержаны силы этнического сепаратизма, религиозного экстремизма и терроризма. Были достигнуты промежуточные результаты в целевых мероприятиях по ликвидации криминальных структур, проведена эффективная работа по реагированию на ряд серьезных стихийных бедствий. Строительство «спокойного Китая» вышло на более высокий уровень.
– Мы четко поставили задачи партии по укреплению армии в новую эпоху, реализовывали идеи партии об укреплении армии в новую эпоху, осуществляли военно-стратегический курс новой эпохи и отстаивали абсолютное руководство народной армией со стороны партии. Мы провели Всеармейское совещание по политической работе в уезде Гутянь, в духе «движения за упорядочение стиля» стимулировали политическое упорядочение и обучение. Мы прочно утвердили концепцию «боеспособность – это единственный и основной критерий», решительно скорректировали центр тяжести работы всей армии и перенесли его на боевую подготовку. Мы на основе единого планирования усиливали военную борьбу по всем направлениям и во всех сферах, активно проводили военное обучение в условиях имитации реальных боевых действий. Мы с большой смелостью и решимостью углубляли реформу национальной обороны и вооруженных сил, реорганизовали систему руководства и командования народной армией, систему современных вооруженных сил и систему военных установок, ускоряли темпы модернизации национальной обороны и вооруженных сил, успешно выполнили задачу по сокращению числа военных, состоящих на действительной службе, на 300 тыс. человек. В результате народная армия обрела совершенно новые системы, новую структуру, новую архитектонику и новый облик, заметно повысился уровень модернизации вооруженных сил и их способности к ведению реальных боевых действий, все шире и шире становился путь к созданию могучей армии с китайской спецификой.
– Мы всесторонне и точно продвигали практику «одна страна – две системы». Твердо придерживаясь курса «одна страна – две системы», ориентирующегося на высокую степень самоуправления по принципам «Сянганом управляют сами сянганцы» и «Аомэнем управляют сами аомэньцы», мы способствовали переходу Сянгана от смуты к полному порядку и его выходу на новый этап развития – от порядка к расцвету, сохранили в Сянгане и Аомэне позитивную тенденцию долгосрочного стабильного развития. Мы предложили общую стратегию решения тайваньского вопроса в новую эпоху, содействовали обменам и сотрудничеству между двумя берегами Тайваньского пролива, категорически выступали против сепаратистских действий «тайваньских независимцев», твердо противостояли вмешательству внешних сил, настойчиво укрепляли свою ведущую роль и крепко удержали в своих руках инициативу в межбереговых отношениях.
– Мы всесторонне продвигали вперед дипломатию мировой державы с китайской спецификой, способствовали созданию сообщества единой судьбы человечества, неуклонно защищали равенство и справедливость на международной арене, выступали за применение подлинного мультилатерализма, занимали четкую позицию в борьбе против любых форм гегемонизма и политики силы, с твердейшей решимостью противостояли унилатерализму, протекционизму и травли. Мы совершенствовали общую концепцию дипломатической работы, прилагали активные усилия для создания глобальной сети партнерских отношений, содействовали формированию нового типа международных отношений. Будучи ответственной мировой державой, мы принимали активное участие в реформировании и развитии системы глобального управления, всесторонне развертывали международное сотрудничество по борьбе с пандемией COVID-19, и тем самым завоевали широкое одобрение со стороны международного сообщества. Значительно повысилось международное влияние Китая, заметно укрепилась его притягательная и формирующая сила.
– Мы интенсивно продвигали всестороннее устрожение внутрипартийного управления, твердо стояли на позиции «чтобы ковать железо, нужно самому быть крепким». Начав работу с разработки и осуществления восьми установок ЦК КПК, мы выдвинули и реализовывали общие требования к партийному строительству в новую эпоху, рассматривали политическое строительство партии как руководство к работе по всем направлениям в области партийного строительства. Мы упорно наращивали и координировали усилия по идеологическому строительству партии и институциональному управлению партией, со всей строгостью развивали внутрипартийную политическую жизнь, последовательно и централизованно проводили учебно-воспитательные мероприятия внутри партии. Мы выдвинули и отстаивали организационную линию партии в новую эпоху, уделяли особое внимание политическим критериям при подборе и назначении на должность кадров. Мы усиливали политическое инспектирование, сформировали относительно совершенную систему внутрипартийных правовых норм, способствовали укреплению идеалов и убеждений всех членов партии, созданию строгой организационной системы и строгому соблюдению партийной дисциплины и этики. Мы последовательно и настойчиво выправляли стиль работы и ужесточали дисциплину, в духе «забивания гвоздей» вели работу по изживанию «четырех вредных поветрий», выступали против менталитета «привилегированного положения» и феномена стремления к нему, решительно пресекали порочный стиль работы и коррупцию, возникающие под боком у народных масс. Благодаря этому были пресечены некоторые вредные поветрия, которые нам не удавалось искоренить в течение долгого времени, были устранены некоторые трудноразрешимые застарелые проблемы, которые оставались нерешенными на протяжении многих лет. Мы развертывали беспрецедентную борьбу с коррупцией, с огромным чувством ответственности перед 1,4-миллиардным китайским народом и чувством бесстрашия перед сотнями и тысячами коррупционеров разрешили наболевшие проблемы и навели порядок в партии, содействовали интегрированному продвижению работы по созданию атмосферы, при которой никто не смел, не мог и не хотел бы заниматься коррупцией, одновременно «били и по тиграм, и по мухам», а также «охотились на лис». В результате в борьбе с коррупцией была одержана победа с подавляющим перевесом на нашей стороне и закреплена во всех направлениях, были ликвидированы серьезные опасности, затаившиеся внутри партии, государства и армии, надежно гарантировано неизменное использование данной партией и народом власти в целях создания счастья для народа. Благодаря неустанным усилиям Коммунистическая партия Китая нашла революционные самопреобразования как второй вариант преодоления так называемой закономерности исторической цикличности «подъемов и падений», заметно повысилась способность партии к самоочищению, самосовершенствованию, самообновлению и собственному росту. Произошли коренные изменения в ситуации с проявлением снисходительности, распущенности и слабости во внутрипартийном управлении, была сформирована и непрерывно развивалась чистая и честная политическая экосистема внутри партии. Все это позволило нам добиться того, чтобы наша партия никогда не разлагалась, никогда не меняла своего цвета и стиля.
Полностью одобряя достигнутые в деле партии и государства очевидные всему миру успехи, мы должны трезво осознавать, что в нашей работе все еще существуют недочеты, мы по-прежнему сталкиваемся с немалым количеством трудностей и проблем. Главные из них сводятся к следующему: все еще остро стоит проблема неравномерности и неполноты развития, существует множество узких мест и слабых звеньев, тормозящих высококачественное развитие, инновационный потенциал Китая в области науки и техники остается невысоким; для обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, надежности производственных цепочек и цепочек поставок, а также для предотвращения финансовых рисков требуется решить многие серьезные проблемы; в реформировании важных сфер предстоит решить немало сложнейших проблем; в идеологической сфере все еще существует немало вызовов; наблюдается довольно большой разрыв в развитии города и села и в развитии различных регионов, а также в распределении доходов; с немалым количеством трудностей сталкиваются народные массы в области трудоустройства, образования, медицинского обслуживания, ухода за детьми ясельного возраста и их воспитания, обеспечения достойной старости и предоставления жилья; задача по защите экологии и охране окружающей среды по-прежнему остается тяжелой; у части партийных товарищей и кадровых работников недостает смелости брать на себя ответственность и навыков ведения борьбы, отсутствует деловой подход к работе, по-прежнему наблюдаются серьезные проявления формализма и бюрократизма; задача по расчистке почвы, порождающей коррупцию, по-прежнему крайне сложна и так далее. Для решения этих проблем мы уже предприняли целый ряд мер, и в дальнейшем будем наращивать динамику этой работы.
Товарищи! Великие успехи в новую эпоху были достигнуты совместными упорными и неустанными усилиями партии и народа. Разрешите мне от имени ЦК КПК выразить искреннюю признательность всем членам Коммунистической партии Китая, многонациональному народу страны, всем демократическим партиям, народным организациям, патриотическим деятелям различных кругов, соотечественникам из особых административных районов Сянгана и Аомэня, тайваньским соотечественникам и многочисленным проживающим за рубежом соотечественникам, а также всем друзьям из разных стран, оказывающим внимание и поддержку модернизации в Китае!
Великие преобразования, произошедшие за десять лет в новую эпоху, являются важными вехами в истории КПК, истории Нового Китая, истории реформ и открытости, истории развития социализма и истории развития китайской нации. Коммунистическая партия Китая, пройдя столетний путь борьбы, стала более крепкой и сильной в революционной закалке, значительно повысила свой потенциал в осуществлении политического руководства, в идеологическом ориентировании, организации масс и мобилизации общества, всегда сохраняла кровные связи с народными массами. КПК всегда шла в авангарде эпохи в историческом процессе глубоких изменений в мировой обстановке, неизменно служила надежной опорой китайского народа в историческом процессе преодоления внутренних и внешних рисков и выдерживания испытаний, всегда играла роль крепкого руководящего ядра в историческом процессе отстаивания и развития социализма с китайской спецификой. Китайский народ приобрел еще более мощную силу для движения вперед, начал бороться в еще более приподнятом духе, вселил в себя еще более твердую веру в победу, проявил еще более сильную историческую сознательность и инициативность. Коммунистическая партия Китая и китайский народ с полной уверенностью способствуют совершению китайской нацией великого скачка, благодаря которому она встала на ноги, стала жить лучшей жизнью и становится все более сильной и могучей нацией. В результате углубленного продвижения реформ, открытости и социалистической модернизации Китай вписал новую страницу в летопись совершения двух чудес – обеспечения динамичного экономического развития и поддержания длительной стабильности в обществе. Наша страна приобрела более прочную материальную базу и более совершенные институциональные гарантии для своего развития, осуществление великого возрождения китайской нации стало необратимым историческим ходом. Научный социализм приобрел новую жизненную силу в Китае в XXI веке, китайская модернизация предоставила человечеству новые альтернативы на пути к модернизации. Коммунистическая партия Китая и китайский народ более активно привносят китайскую мудрость, китайский вариант и китайскую силу для решения стоящих перед человечеством общих проблем, вносят новый и еще более весомый вклад в благородное дело мира и развития человечества!
II. ОТКРЫВАТЬ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ В КИТАИЗАЦИИ
И ОСОВРЕМЕНИВАНИИ МАРКСИЗМА
Марксизм – коренная руководящая идеология, лежащая в основе нашей партии и государства и обеспечивающая их процветание и могущество. Практика нам показывает, что причина успеха КПК и преимущества социализма с китайской спецификой в конечном счете кроются в плодотворности марксизма и плодотворности китаизированного и осовремененного марксизма. Приверженность марксизму как руководящей научной теории – это основная гарантия нашей партии для укрепления веры и убеждений и владения исторической инициативой.
Содействие китаизации и осовремениванию марксизма – это процесс стремления к истине, ее раскрытия и неуклонного следования ей. Начиная с XVIII съезда КПК, новые изменения во внутренней и внешней обстановке, а также новые требования практики диктуют нам необходимость в контексте сочетания теории с практикой дать исчерпывающие ответы на ряд важных вопросов нашей эпохи, касающихся развития дела партии и государства, а также деятельности партии по управлению государством. Наша партия, смело проводя теоретические исследования и инновации, с совершенно новых позиций углубляет познание закономерностей отправления власти компартией, закономерностей строительства социализма и закономерностей развития человеческого общества, добилась важных результатов в области теоретических инноваций, которые концентрированно воплощаются в идеях о социализме с китайской спецификой новой эпохи. «Десять четких определений», «неизменная позиция по четырнадцати вопросам» и «достижения в тринадцати направлениях», выдвинутые на XIX съезде партии и 6-м пленуме ЦК КПК 19-го созыва, являются обобщением основного содержания данных идей, их необходимо неуклонно отстаивать в долгосрочной перспективе, а также непрерывно развивать и обогащать.
Китайские коммунисты глубоко осознали, что только сочетание основных положений марксизма с конкретными реалиями Китая и лучшими достижениями традиционной китайской культуры, постоянное применение диалектического и исторического материализма позволят нам дать правильные ответы на важные вопросы, поставленные эпохой и практикой, всегда сохранять могучую и неиссякаемую жизненную энергию марксизма.
Для отстаивания и развития марксизма необходимо сочетать его с конкретными реалиями Китая. Мы неизменно руководствуемся марксизмом именно для того, чтобы решить китайские проблемы с помощью его научного мировоззрения и методологии, а не для того, чтобы выучить наизусть и повторять его конкретные выводы и формулировки, более того, нельзя рассматривать марксизм как неизменную догму. Мы обязательно должны продолжать раскрепощать сознание, реалистически подходить к делу, шагать в ногу со временем, стремиться к истине и заниматься практическими делами, при этом во всем исходить из реальности и сосредоточиваться на решении практических вопросов, возникающих в новую эпоху в ходе осуществления реформ, открытости и социалистической модернизации. Мы должны своевременно реагировать на вопросы, поставленные Китаем, миром, народом и эпохой, дать правильные ответы, соответствующие реалиям нашей страны и требованиям эпохи, сделать научные выводы, отвечающие объективным закономерностям, получить теоретические результаты, отвечающие веяниям времени, чтобы с их помощью еще эффективнее руководить практической деятельностью в Китае.
Для отстаивания и развития марксизма необходимо сочетать его с лучшими достижениями традиционной китайской культуры. Только вросши корнями в китайскую землю, в плодородную почву исторического и культурного наследия китайской нации, древо марксистской истины сможет пустить глубокие корни и распускать густые листья. Выдающаяся традиционная китайская культура – это богатая и глубокая культура, она корнями уходит в далекое прошлое и представляет собой квинтэссенцию мудрости китайской цивилизации. Содержащиеся в ней идеи, такие как «Поднебесная принадлежит всем», «народ – основа государства», «управление государством при помощи добродетели», «отмена устаревшего и установление нового», «назначение на должность только по способностям человека», «единство человека и природы», «неустанное стремление к самосовершенствованию», «почитание добродетели», «соблюдение принципов честности и дружелюбия», «поддержание добрых отношений с соседями», являются важным воплощением взглядов китайского народа на Вселенную, Поднебесную, общество и мораль, которые были сформированы им в производственной деятельности и в жизни в течение длительного времени, и во многом они совпадают с ценностями и положениями научного социализма. Поэтому нам необходимо укреплять историческую уверенность и уверенность в собственной культуре, продолжать ставить древнее на службу современности, отбрасывать устаревшее и взращивать новое, гармонично сочетать квинтэссенцию марксизма с лучшими достижениями традиционной китайской культуры, с общими представлениями народных масс о ценностях, которых они подсознательно придерживаются в своей повседневной жизни, непрерывно придавать научной теории марксизма яркую китайскую специфику и постоянно укреплять историческую и массовую основу для китаизации и осовременивания марксизма, чтобы он прочно укоренился в Китае.
Практика не имеет предела, теоретические инновации не знают границ. Постоянно вписывать новые страницы в дело китаизации и осовременивания марксизма – это величественный исторический долг китайских коммунистов в современную эпоху. Для дальнейшего продвижения теоретических инноваций на основе практики необходимо прежде всего овладеть мировоззрением и методологией, содержащимися в идеях о социализме с китайской спецификой новой эпохи, твердо отстаивать и эффективно применять содержащиеся в них позиции, точки зрения и методы.
– Необходимо придерживаться принципа «народ превыше всего». Народность есть сущностный атрибут марксизма. Теория партии происходит из народа, служит народу и приносит ему благо. Созидательная практика народа является неиссякаемым источником теоретических инноваций. Все оторванные от народа теории являются пустыми и бессмысленными, все теории, которые не нацелены на создание блага для народа, не имеют жизненной силы. Мы должны твердо стоять на позиции народа, понимать его желания, с уважением относиться к его созидательной деятельности, концентрировать его мудрость, формировать теорию, которую любит, признает народ и которой он владеет, и превращать ее в мощное идейное оружие, помогающее народу познавать и преобразовывать мир.
– Необходимо твердо стоять на позиции уверенности в себе и самостоятельности. У китайского народа и китайской нации никогда не было учебника, тем более не было готового ответа на то, как в период новой истории преодолеть невзгоды и лишения и начать продвигаться к светлому будущему великого возрождения. Путь столетней борьбы КПК был успешно открыт в результате независимых и самостоятельных поисков китайского народа под руководством партии, а китайские главы в книге марксизма были написаны китайскими коммунистами благодаря их собственным усилиям и практической деятельности. Один из содержащихся в них основополагающих принципов сводится к тому, что проблемы Китая должны решать сами китайцы исходя из основных реалий страны. Мы должны хранить непоколебимую веру в марксизм и твердую приверженность социализму с китайской спецификой, укреплять уверенность в собственном пути, теории, строе и культуре, более активно брать на себя историческую ответственность и развивать творческий дух, чтобы вносить новый вклад в развитие марксизма. Мы ни в коем случае не должны действовать по мертвому шаблону и изолировать себя от внешнего мира, и тем более слепо копировать и заимствовать зарубежный опыт в отрыве от конкретных реалий Китая.
– Необходимо отстаивать основополагающие принципы и внедрять инновации. Мы занимаемся беспримерным в истории великим делом, только при отстаивании основополагающих принципов мы не потеряем ориентацию и не допустим сокрушительных ошибок. Только инновации позволят нам понять характерные черты эпохи и ориентировать тенденции ее развития. Мы должны применять научный подход к науке, в духе истины стремиться к истине, с непоколебимой твердостью отстаивать основные положения марксизма, всестороннее партийное руководство и социализм с китайской спецификой. Мы должны неотступно идти в ногу со временем, следовать тенденциям развития практики, с полным энтузиазмом относиться ко всему новому, постоянно расширять и углублять свое познание, смело говорить и делать то, чего не говорили и не делали наши предшественники, направлять новую практику с помощью новой теории.
– Необходимо придерживаться ориентации на решение проблем. Проблемы представляют собой голос эпохи. Дать ответ на существующие проблемы и играть руководящую роль в их решении – это основная задача теории. Стоящие перед нами проблемы сегодня становятся все более сложными и трудноразрешимыми, что предъявило совершенно новые требования к теоретическим инновациям. Мы должны укреплять сознание наличия проблем, фокусировать внимание на новых проблемах, возникающих на практике, на глубинных проблемах, связанных с реформами, развитием и обеспечением стабильности, на актуальных и сложных проблемах, которые вызывают наибольшую озабоченность у народа и решения которых он с нетерпением ждет, на важнейших проблемах, обусловленных изменчивой международной обстановкой, а также на острых проблемах в деле партийного строительства, постоянно выдвигать новые концепции, новые подходы и новые методы для их практического решения.
– Необходимо неуклонно следовать системному подходу. Все явления и вещи взаимосвязаны и взаимозависимы. Мы сможем овладеть закономерностями развития тех или иных вещей и явлений только рассматривая их под углом зрения общей взаимосвязи, всесторонности и системности, развития и изменений. Китай является крупной развивающейся страной, он по-прежнему находится на начальной стадии социализма и переживает широкие и глубинные социальные преобразования, продвижение реформ и развития, регулирование отношений интересов зачастую могут повлиять на всю ситуацию в целом. В связи с этим мы должны уметь познавать современность сквозь призму истории, а сущность – через явления, надлежащим образом понимать взаимосвязь между целым и частями, текущим и перспективным, макроскопическим и микроскопическим, главным противоречием и второстепенными противоречиями, специфическим и общим. Непрерывно укреплять способности к стратегическому, историческому, диалектическому, системному, инновационному и правовому мышлению, а также умение готовиться к худшему сценарию, тем самым предоставляя научные идеологические методы для перспективного размышления, всеобъемлющего планирования и комплексного продвижения дела партии и государства по всем направлениям.
– Необходимо всегда помнить об интересах всего мира. Коммунистическая партия Китая является партией, которая не только борется за счастье китайского народа и возрождение китайской нации, но и стремится к прогрессу человечества и великому единению мира. Мы должны обладать еще более широким глобальным кругозором, глубоко проникать в тенденцию развития и прогресса человечества, активно реагировать на общую озабоченность народов всех стран мира, вносить свой вклад в решение общих проблем всего человечества. Мы должны с широкой душой, подобной необъятному морю, принимающему в себя тысячи рек, заимствовать и усваивать все выдающиеся достижения человеческой цивилизации, способствовать созданию еще более прекрасного мира.