Пьеса Джона Логана “Красное” впервые ставится в Чикаго. Главный герой пьесы – знаменитый художник, интеллектуал, мыслитель, знаток Нитцше и античной философии Марк Ротко. Его настоящее имя – Маркус Яковлевич Роткович. Он родился в 1903 году в Двинске (ныне – Даугавпилс) в семье аптекаря. Когда мальчику исполнилось десять лет, семья переехала в США, и юность будущего художника прошла в Портленде (штат Орегон). Там же к нему пришел первый успех. Ротко увлекался сюрреализмом, экспрессионизмом, конструктивизмом… – в общем, всеми “–измами” и видами абстрактной живописи. При этом Ротко не нравилось, когда его работы называли абстрактными. Его линии, очертания, цветовые гаммы с красным цветом в центре экспозиции и так называемые “пульсирующие поля” отражали мировоззрение художника, его отношение к окружающим людям, пейзажам, соцальным явлениям. Ротко не делал ничего на публику – он рисовал так, как он видел жизнь, и жил так, как рисовал: ярко, сочно, красочно… В 1971 году в Хьюстоне открылась церковь всех религий (http://rothkochapel.org/), оформлением которой занимался Ротко и которая была названа его именем.
Я познакомился с работами Ротко в Музее современного искусства Нью-Йорка (МоМА) и, признаться, остался под большим впечатлением. Меня поразила свежесть взгляда художника, особая цветовая насыщенность его работ, серьезность замысла…
Был в жизни Ротко такой эпизод. В 1959 году художник работал над заказом фешенебельного ресторана “Four Seasons”, незадолго до этого открывшегося в нью-йоркском небоскребе “Seagram Building”. По контракту Ротко получал от хозяина ресторана фантастическую по тем временам сумму в три миллиона долларов. Неожиданно, когда работа была закончена, Ротко вернул аванс и отказался отдавать картины. Мы можем только гадать, почему это произошло. По одной из версий художник посчитал, что его картины достойны большего, чем служить украшением места, где обедают, по его выражению, “богатые ублюдки”. По другой – таким способом Ротко выразил свое несогласие с тем, что его работы не увидят рядовые служащие здания.
Без этого эпизода не обходится ни одна биография художника, об этом эпизоде рассказывает и пьеса Джона Логана. В ней – два персонажа: Ротко и его молодой помощник-ассистент Кен. Ротко ведет постоянный диалог-спор с Кеном. В числе обсуждаемых тем – общество, музыка, политика, мораль, философия… Но главное, конечно, – искусство, его предназначение и то, как его понимают разные поколения и разные социальные слои общества. Устами Логана Ротко говорит: “Продать картину – все равно, что оставить слепого ребенка в комнате с голыми лезвиями”. Кстати, в результате ресторан так и не получил работ Ротко. Спустя десять лет десять из этих картин он передал лондонскому музею “Tate Gallery”. 25 февраля 1970 года, в тот день, когда картины достигли английского порта, Ротко нашли мертвого в собственной нью-йоркской мастерской. У него были перерезаны вены. При вскрытии в желудке обнаружена огромная доза снотворного.
Мировая премьера спектакля по пьесе Джона Логана состоялась в Donmar Warehouse (Лондон) 3 декабря 2009 года. Первыми исполнителями ролей Ротко и Кена были Альфред Молина и Эдди Редмейн. Они же участвовали в бродвейских показах спектакля в марте 2010 года. Двадцативосьмилетний Редмейн получил премию Лоуренса Оливье за лучшую роль второго плана, а в целом спектакль англичанина Майкла Грэндейджа был удостоен шести премий “Тони” в 2010 году, в том числе – за лучшее драматургическое произведение года.
Главный режиссер театра “Гудман” Роберт Фоллс вступает в заочный спор с Грэндейджем и впервые в крупном театре США предлагает свое сценическое решение интеллектуально насыщенной пьесы Джона Логана. На пресс-конференции, посвященной представлению нового сезона, режиссер вспомнил, как более двадцати лет назад он ставил в Чикаго пьесу Логана “Вид с реки: мелодрама с музыкой” (“Riverview: A Melodrama with Music”). В свою очередь Логан с энтузиазмом воспринял новость о премьере пьесы в Чикаго: “Подобно Марку Ротко, Боб Фоллс беззаветно предан искусству. Невозможно себе представить лучшего режиссера будущего спектакля”.
В роли Марка Ротко – актер из Вашингтона Эдвард Геро. Он известен прежде всего своими шекспировскими ролями. За двадцать восемь сезонов в вашингтонском Шекспировском театре таких ролей у него было семьдесят! Геро играл на Бродвее, работал в других американских театрах, в том числе – в театре “Гудман” в “Короле Лире” Фоллса. Эдвард Геро – ассистент профессора университета Джорджа Мэйсона, инструктор Академии классических наук и университета Мэриленда.
В роли Кена – чикагский актер Патрик Эндрюс. Среди его работ – роли в Writers’ Theatre, Victory Gardens Theater, The House Theater. Я видел Эндрюса в прошлом сезоне на сцене Steppenwolf Theatre в роли Бобби в “Американском бизоне” Д.Мамета. Актер не потерялся на фоне более старших по возрасту и театральному опыту Трейси Леттса и Фрэнсиса Гинана. Сегодня Эндрюс – член труппы American Theater Company.
Спектакль “Красное” по пьесе Джона Логана – совместная постановка Goodman Theatre и Arena Stage at the Mead Center for American Theater.
17 сентября – 23 октября 2011 года. 170 N. Dearborn St. Chicago, IL 60601, справки и заказ билетов по телефону 312-443-3800 и на сайте театра www.goodmantheatre.org/.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Goodman
Фото 2. Исполнитель роли Ротко Эдвард Геро
Фото 3. Исполнитель роли Кена Патрик Эндрюс
Фото 4. Эдвард Геро и Патрик Эндрюс на репетициях спектакля “Красное”
Фото 5. Режиссер Роберт Фоллс
(Все фото – Лиз Лорен)