11 мая 1981 года на сцене Нового театра в Лондоне
состоялась мировая премьера нового мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера “Кошки”. Тогда еще никто не мог предположить, что этот мюзикл станет самым долгоиграющим бродвейским и уэст-эндским шоу в истории, что его поставят более сорока раз в тридцати странах на десяти языках, а зрителями станут более пятидесяти миллионов человек, что песни “Jellicle Songs for Jellicle Cats”, “Memory”, “The Jorney To The Heaviside” и другие превратятся в настоящие хиты всех времен и народов… Тогда, в мае 1981 года, в Новом театре собрались поклонники творчества Уэббера посмотреть и послушать его новую премьеру – сочинение по мотивам книги детских стихотворений английского поэта
Томаса Стерна Элиота “Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом”. Для любителей поэзии Элиот воспринимается прежде всего как автор сложных, философских, серьезных произведений, а широкому кругу читателей он известен благодаря Старому Опоссуму и его Трактату о кошках. Опоссома Элиот придумал для своих крестников, которых очень любил и с которыми переписывался исключительно в поэтической форме. Детям стихи понравились, и автор решил собрать их в отдельную книгу и опубликовать.
Эндрю Ллойд Уэббер знал книгу Элиота с детства.
Став композитором и будучи сам большим любителем этих замечательных, изящных животных, он решил превратить стихи Старого Опоссума в песни. Кстати, это был первый случай, когда в основе мюзикла был текст. Обычно вначале композитор сочинял музыку. Так создавались “Иисус Христос – суперзвезда” и “Эвита”.
В мюзикле “Кошки” появился персонаж, которого нет в
книге. Это кошка Гризабелла. Когда вдова Элиота узнала о работе Уэббера, она подарила ему неизданные стихи мужа, и там композитор нашел стихотворение о
Гризабелле, которое легло в основу пролога спектакля. Первой исполнительницей роли Гризабеллы на Бродвее была певица и актриса Бетти Бакли.
В качестве режиссера будущего спектакля был приглашен Тревор Нанн, до этого ставивший серьезные шекспировские спектакли в лондонских театрах. Вскоре Эндрю нашел место, где он хотел бы поставить своих “Кошек”: в Новом театре Лондона. Спектакль шел с большим успехом, заслужив звание самой “долгоиграющей” театральной постановки в истории английского театра (более 6 400 представлений).
“Кошки” стали причиной трех фатальных перемен в
жизни Эндрю. Во-первых, он поссорился со своим другом и партнером Тимом Райсом – вместе они больше не работали. Во-вторых, роль кошки Джемимы получила юная певица Сара Брайтман. Придя на прослушивание в голубом парике, она сразила
всех. Посетив представление спектакля “Соловей”, где Сара играла главную роль, Уэббер буквально влюбился в ее голос. В-третьих, “Кошки” стали первым мюзиклом
с новым для композитора продюсером Камероном Макинтошем. Впереди у них будут “Звездный экспресс”, “Призрак оперы”, “Аспекты любви”…
А ведь поначалу спонсоры не верили в успех “Кошек”,
и у Макинтоша возникли проблемы с финансированием проекта. Уэббер заложил свой дом и все деньги бросил на создание спектакля. Макинтош придумал остроумный ход: поместил в газете “The Evening Standard” фото своего кота Хвастуна. На фотографии Кот платил семьдесят пять фунтов в фонд будущей постановки. Рекламный трюк
сработал, и необходимая сумма была собрана. После премьеры мюзикла зрители и критики были единодушны в восторженных оценках спектакля, а Макинтош сказал Уэбберу о конкурентах: “Знаешь, когда они все решат, что с них довольно, и они уйдут, мы с тобой останемся”.
Бродвейская премьера “Кошек” состоялась 7 октября
1982 года в театре Winter Garden. С тех пор на протяжении почти восемнадцати лет на здании театра висел огромный щит с большими кошачьими глазами на черном фоне (логотип мюзикла) и надписью: “Кошки – сегодня и навсегда”. В 1997 году мюзикл обошел по количеству сыгранных спектаклей “Кордебалет” (“A Chorus Line”) и был признан бродвейским долгожителем номер один. А когда пришло время прощания (10 сентября 2000 года), в Нью-Йорке устроили праздник и показали последний спектакль на огромном экране, установленном на площади.
Мюзикл “Кошки” был удостоен премии Лоуренса Оливье, приза Evening Standard Award в номинации “Лучший мюзикл”, семи премий “Тони”, премии Мольера во Франции, семи премий Dora Mavor Moore в Канаде, семи наград в Японии. Записи лондонского и бродвейского оригинальных составов были удостоены премии “Грэмми”.
Совсем скоро один из величайших мюзиклов XX века, легендарный шедевр Эндрю Ллойда Уэббера в оригинальной постановке Тревора Нанна (единственная постановка мюзикла в Северной Америке, официально санкционированная композитором) можно будет увидеть в Чикаго!
1-6 мая 2012 года. Cadillac Palace Theatre, 151 West Randolph Street, Chicago, IL 60601. Заказ билетов в театральных кассах “Broadway in Chicago” (24 West Randolph Street, 151 West Randolph Street, 18 West Monroe Street, 175 East
Chestnut, 845 North Michigan Avenue), по телефону 800-775-2000 или на сайте www.BroadwayInChicago.com. Групповые скидки (15+) – по телефону 312-977-1710. Подробная информация – на сайте http://www.catsthemusical.com/.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотографии к статье:
Фото 1-4. Сцены из мюзикла “Кошки” (Все фотографии – Джоан Маркус)