Интересное событие в театральной жизни Чикаго ждет нас в конце сентября. Мы впервые увидим знаменитую кукольную труппу из Кейптауна (ЮАР) “Handspring Puppet Company”. Об этом коллективе весь мир заговорил в 2007 году, когда Национальный театр Лондона пригласил их поставить кукольную часть
спектакля “Боевой конь” (“War Horse”) по пьесе Ника Стаффорда, а до этого были двадцать шесть лет становления, приобретения опыта и новых впечатлений, поездок, гастролей, встреч.
Основателями труппы являются художники Адриан Колер и Базил Джонс. В театре кукол они никогда не работали, но очень хотели ставить детские спектакли.
Пришлось “изобретать велосипед”: делать кукол, учиться быть режиссерами и артистами одновременно. Постепенно спектакли Колера и Джонса усложнялись,
обычные детские истории наполнялись социальным и политическим содержанием. Так, в спектакле “Король Убю” по пьесе А.Жарри они уже создают политический памфлет на злобу дня. Их король Убю – капиталист, колониалист, расист. Когда его свергают, на смену ему появляется новый, уже черный Убю. Поставить такой спектакль в Йоханнесбурге в 1997 году было довольно смелым шагом со стороны молодого коллектива. Эта постановка стала первым опытом сотрудничества театра с известным художником, ярким общественным деятелем, борцом с апартеидом Уильямом Кентриджем.
Постепенно кукольная труппа стала ездить по миру, и всюду она имела большой успех. И вот, наконец, лондонский триумф 2007 года. Южноафриканские кукольники изготовили лошадей из тростника и фанеры – абсолютно реалистичных лошадей в натуральную величину. Мнение зрителей и критиков было единодушным. Публика приняла спектакль “на
ура”, а критики наградили труппу Специальной премией “Тони”. С этого момента началась настоящая слава театра.
В Чикаго “Handspring Puppet Company” представляет спектакль “Войцек” по незаконченной пьесе немецкого драматурга Георга Бюхнера. В пьесе бывший солдат Первой мировой войны Иоганн Христиан Войцек убивает свою любовницу, и в финале его ждет публичная казнь. В спектакле “Handspring Puppet Company” действие перенесено в Йоханнесбург 1956 года. Войцек – рабочий, вступающий в борьбу с государством и обществом. Пожертвовав любовной линией, южноафриканская труппа усилила социальную составляющую пьесы Бюхнера. В постановке 1992 года использованы элементы кукольной анимации, фрагменты
выступлений известных музыкантов и работы Уильяма Кентриджа. Как всегда в этой труппе, артисты-кукловоды не прячутся за своих героев, а находятся с ними на сцене. Иногда по ходу действия кукловоды оказываются на первом плане, иногда они
уступают место деревянным куклам.
Спектакль рекомендован для взрослой аудитории.
27-30 сентября 2012 года. Museum of Contemporary Art, 220 East Chicago Avenue, Chicago, IL 60611. Справки и заказ билетов по телефону 312-397-4010. Подробная информация на сайте музея http://www.mcachicago.org.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1-2. Сцены из спектакля “Войцек на Хайвелде”. Фото Джона Хондкисса