“Уникальный”, “неповторимый”, “непревзойденный” – как только не называют знаменитый на весь мир Мужской хор Московского
Сретенского монастыря. Удивительная слаженность коллектива, его великолепный звук неизменно вызывают восторг слушателей во всех странах. В 2007 году состоялось мировое турне хора, посвященное подписанию акта о каноническом общении Русской и Зарубежной православных церквей. В ходе турне хор впервые
выступил в США и Канаде. С 6 по 23 октября 2012 года проходит второе турне хора по городам США. Праздничные богослужения и торжественные концерты запланированы в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Вашингтоне, Майами, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско,
Сиэттле. Перед началом нового американского тура мне удалось побеседовать с регентом хора Никоном Степановичем Жилой. Наш разговор начался с его рассказа о программе предстоящих концертов.
– Мы исполним несколько русских духовных песнопений Гречанинова, Рахманинова и одно греческое песнопение “Хвалите имя Господне” – распев Афонского монастыря Симонопетра. Этот распев основан на древней Византийской системе ладов. Песнопение стилизовано под древние распевы и исполняется на греческом языке. Для концертов в Америке мы собрали интереснейшую программу из старинных русских народных песен и песен XX века. “Ах, ты, степь широка”, “Вдоль по Питерской…”, “Любо, братцы, любо”, “Не для меня” – любимые и знакомые многим песни. Наш репертуар – шедевры русской песенной музыки, песни о чести, героизме, истории России. С хором работают блестящие аранжировщики Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Дмитрий Лазарев, Роман Масленников. Все они – наши друзья и коллеги, которые пели и сейчас поют у нас в хоре. Они делают замечательные хоровые обработки песен, романсов, написанных для голоса в инструментальном сопровождении, музыкальные
переложения. Аранжировки некоторых произведений сделаны специально для хора Сретенского монастыря. Вся программа исполняется a cappella. С нами приезжают замечательные солисты: заслуженный артист России Дмитрий Белосельский
и лауреат международных конкурсов Алексей Татаринцев. Дмитрий Белосельский одно время пел в хоре монастыря, сейчас он выступает на лучших мировых концертных площадках. Мы рады, что в своем очень насыщенном графике гастролей он нашел
время и снова присоединился к хору.
– Программа концертов одинакова для всех городов?
– Для всех, кроме Вашингтона. В Вашингтоне у нас будут два выступления: концерты духовной и светской музыки.
“Хор – тоже в каком-то смысле послушание”
– Никон Степанович, у вас большой личный опыт в хоровом пении. Я знаю, что в детстве вы пели в хоре Троице-Сергиевой лавры…
– Мой отец, священник, преподавал в Московской Духовной семинарии. А мама пела в хоре Троице-Сергиевой Лавры, куда с раннего детства я имел возможность приходить и слушать церковный хор, а позднее учиться церковному пению.
– Но при этом вы закончили вполне светский факультет
хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных. Предполагали ли вы, что ваша жизнь будет связана с церковным хором или готовились к обычной карьере хормейстера?
– С детства я хотел быть причастным к церковному хоровому пению, но, конечно, не знал, в какой степени оно проявится в моей жизни. В хор Сретенского монастыря я попал благодаря моим друзьям, которые были знакомы с регентом хора игуменом Амвросием Ермаковым. Сейчас владыка Амвросий – епископ Русской православной церкви, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Мои друзья пели в хоре у отца Амвросия. Я с удовольствием принял приглашение присоединиться к ним и ни разу не пожалел об этом. Хор
Сретенского монастыря – уникальное явление в русской культуре. В церковном хоре собраны молодые талантливые музыканты, выпускники музыкальных вузов.
– Я – бесконечно далекий от религии человек. В моем понятии монастырь – это место, где живут монахи, живут по особым законам, подчиняются жестким правилам. Что в этом отношении представляет собой Сретенский монастырь?
– На этот вопрос лучше меня ответили бы монахи. Безусловно, монастырь – это, прежде всего богослужения, молитвы и послушания. Это то, ради чего живут и трудятся монахи. А хор – это тоже в каком-то смысле послушание.
– Кто поет в хоре? Только монахи?
– Раньше хор Сретенского монастыря составляли монахи. Сейчас в нем поют, в основном, профессиональные музыканты, выпускники
московских высших учебных заведений, студенты Сретенской духовной семинарии, выпускники Московских духовных школ. В субботу и воскресенье мы исполняем богослужения в монастыре, а также иногда особо торжественные Патриаршие богослужения в Храме Христа Спасителя и Успенском соборе Московского Кремля.
– С 2005 года ваш хор сопровождает богослужения Патриарха. Означает ли это, что вы находитесь на особом положении у Русской православной церкви?
– Я не могу сказать, что мы находимся на каком-то особом счету. Дело в том, что на Патриаршие богослужения приглашаются хоры
разных монастырей и приходов, имеющие достаточное количество певцов и определенный опыт. У нас есть и певцы, и большой опыт. Может быть, поэтому нас приглашают чаще других.
– В хоре могут быть только люди, исповедующие православие, или хор открыт для представителей других вероисповеданий и
неверующих?
– Богослужения – важнейшая часть духовной жизни монастыря. Они затрагивают внутреннюю составляющую человека. К богослужениям нельзя относиться поверхностно и нейтрально. Поэтому ребята, которые к нам приходят, – люди православные, крещеные и воцерковленные.
– Как вы относитесь к самой сути православного хора? Если мы говорим о хоре православном, значит, мы делим музыку по религиозному признаку. Или все-таки музыка бывает хорошей или плохой независимо от религиозной составляющей?
– В основе монастырского хора лежит религиозная составляющая. Любая религия имеет свое лицо и свои догматы. Соответственно,
хор, относящийся к той или иной церкви, имеет свои внутренние черты. Я здесь не вижу никаких противоречий. Наш хор – особенный, монастырский.
– Как происходят репетиции хора? Насколько я понимаю, семинаристы живут при монастыре. А светская часть хора?
– На репетиции мы собираемся в аудиториях Сретенской духовной семинарии. Они бывают перед богослужениями, а также в отдельные дни. Обычные хоровые репетиции.
“Огромный пласт культуры, который совершенно необходимо сохранить!”
– Сколько веков насчитывает история православной музыки?
– Русская православная музыка берет свое начало в
византийской традиции. Исторически сложилось так, что церковь разделилась на католическую и православную, и у каждой церкви сформировались только ей присущие черты. В католической церкви
музыка звучит в сопровождении органа, в византийской православной традиции музыка звучит a cappella. В основе православной музыки – церковная музыка Византии
– Как удалось на протяжении веков сохранить
церковные песнопения?
– На протяжении многих веков в России церковные
песнопения собирались и хранились, главным образом, в монастырях. Древние образцы песнопений дошли до современного поколения благодаря развитию письменности в целом и музыкальной нотации в частности.
– Существует ли архив церковной музыки?
– В России существуют многочисленные рукописи русских церковных песнопений разных веков. Они хранятся в библиотеках
монастырей и церквей. В Москве, а также в крупных городах России есть достаточно много светских библиотек и архивов, в которых хранятся партитуры песнопений.
– Исполняет ли хор современную церковную музыку?
– В России пишется много новой духовной музыки. Есть очень интересные духовные сочинения, написанные в традициях церковного пения. Во время богослужений наш хор придерживается более традиционного репертуара. Для человека церковного, который молится в храме, привычнее традиционная духовная музыка. Новая музыка исполняется в концертных залах, например, иногда
хор исполняет несколько частей цикла Георгия Свиридова “Песнопения и молитвы”. Светские программы подбираются очень тщательно, так как они несут в себе не только развлекательный, воспитательно-этический, но и немалый миссионерский
потенциал. Каждое сочинение подбирается по принципу его воздействия на зрителя и слушателя с точки зрения духовности. Основа репертуара хора – классическая духовная музыка и русское песенное наследие.
– Я знаю, вы очень много делаете для того, чтобы сохранить это песенное наследие.
– Народные песни всегда широко исполнялись. Я могу назвать таких выдающихся хормейстеров, как Александр Свешников, его
последователи Виктор Попов, Владимир Минин, Владислав Чернушенко. Это они в советские времена начинали заново открывать русскую духовную музыку – огромный пласт культуры, который совершенно необходимо сохранить! В наше время возрождение русской духовной музыкальной культуры происходит наиболее интенсивно. Сретенский хор тоже пытается продолжать эти важные для духовного становления человека традиции. Очень хочется, чтобы молодежь не забывала их.
– Как на ваши выступления реагирует нерусскоязычный слушатель?
– Нас везде встречают очень тепло и радушно. Иностранцам интересно прикоснуться к внутреннему миру русской души. Конечно,
русская публика реагирует живее. Это связано со словом. Но музыка интернациональна по сути, и качество исполнения можно оценить независимо от языка.
“Приходите на концерт и сами все услышите!”
– Участвует ли хор в общественной жизни России?
– Мы принимаем участие в концертах, стараемся ездить по городам России, хотим, чтобы люди имели возможность вспомнить мелодии русской народной и советской песни XX века. Мы совершенно далеки от политики. Политическая кухня закрыта для большинства людей, и всей правды мы никогда не узнаем. Мы стараемся честно делать свое дело для нашего общества. В этом мы как раз и видим свою общественную задачу.
– Каково ваше мнение о деле Pussy Riot?
– Конечно, ничего хорошего в этом нет! По моему мнению, этот инцидент не заслуживает такой огласки. Этот случай показывает, что
наше общество духовно нездорово.
– Успеваете ли вы следить за музыкальными событиями в России и мире? Кто из ваших коллег вам наиболее интересен?
– Я всегда с интересом слежу за творчеством Владимира Федосеева, Валерия Гергиева, хорового дирижера Владимира Минина и его
потрясающего камерного Московского хора. Хочу отметить американского хорового дирижера Роберта Шоу, который сделал потрясающую запись Всенощного бдения Сергея Рахманинова и другие замечательные записи.
– Вам никогда не хотелось похулиганить, уйти от традиционного жанра, исполнить что-то в совершенно неожиданном стиле?
– Приходите на концерт и сами все услышите!
– Неужели? По нашей беседе я понял, что программа предстоит серьезная…
– Мы составили наши выступления так, чтобы в них нашлось место разной музыке. Русская хоровая музыка очень разнообразна. Есть
место и серьезным, и шутливым сочинениям. Мы надеемся, что выступления Сретенского хора оставят след в душе каждого слушателя и будут тепло приняты гостеприимной аудиторией.
Notabene. Единственный концерт Мужского хора Московского Сретенского монастыря в Чикаго состоится 11 октября в Симфоническом центре по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Билеты можно зарезервировать на сайтах http://www.cso.org/ и http://www.camimusic.com/. Подробную информацию об истории и сегодняшнем дне хора Сретенского монастыря вы найдете на сайт http://bestchoir.ru/info/.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com