Пятьдесят девятый сезон Лирик-опера Чикаго открывает шедевром великого итальянского композитора Джузеппе Верди, оперой “Отелло”.
Действующие лица и исполнители:
Отелло – Йохан Бота,
Дездемона – Анна Мария Мартинес,
Яго – Фальк Штрукман,
Кассио – Антонио Поли (дебют на оперной сцене США).
Дирижер – Бертран Де Билли (дебют в Лирик-опере).
Постановка Лирик-оперы. Режиссер-постановщик – сэр Питер Холл.
Режиссер возобновления – Эшли Дин (дебют в Лирик-опере).
5 октября – 2 ноября 2013 года (восемь спектаклей).
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Продолжительность спектакля – 3 часа.
Мировая премьера оперы Джузеппе Верди “Отелло” состоялась 5 февраля 1887 года в Милане. Спектакль вылился в триумф музыкального гения Джузеппе Верди. О новом творении семидесятичетырехлетнего композитора говорила вся Италия, публика и критика захлебывались от восторга, жена композитора писала о “настоящем психозе”. Тем не менее спустя семь лет, перед постановкой “Отелло” в Парижской опере, Верди задумал внести некоторые изменения в партитуру оперы. Корректировке подвергся финал Третьего акта. Верди сделал его короче, несколько переставив акценты. Вот эту вторую, парижскую версию “Отелло”, в отличие от традиционной concertato, уже много лет использует Риккардо Мути. Мы слышали эту версию в концертном исполнении в Чикагском симфоническом центре в апреле 2011 года. В Лирик-опере исполняется первая версия оперы. Постановка, сделанная сэром Питером Холлом, впервые была показана в сезоне 2001-02 годов. Спустя двенадцать сезонов “Отелло” возвращается на чикагскую сцену. На пресс-конференции Энтони Фрейд был настроен оптимистично: “Один из шедевров Верди на основе величайшей драмы Шекспира, поставленный одним из легендарных театральных и оперных режиссеров сэром Питером Холлом, – что может быть лучше для начала нового сезона!”.
Сэр Питер Холл – личность и впрямь легендарная. Основатель и директор Королевской шекспировской компании (1960-68), бывший режиссер Королевского национального театра (1973-88), бывший художественный руководитель музыкального фестиваля в Глайндбурне (1984-89) – трудно вспомнить более уважаемую и авторитетную фигуру в современном английском театре. В Лирик-опере сэр Холл поставил пять опер, две из которых совсем недавно – “Сон в летнюю ночь” (2005-06) и “Женитьба Фигаро” (2009-10).
В партии Отелло – южноафриканский тенор Йохан Бота. Это пятая партия певца на сцене театра. Последние две – Лоэнгрин (2010-11) и Вальтер (“Нюрнбергские мейстерзингеры”, 2012-13).
Выпускница Джульярдской школы музыки и студии при Хьюстонской опере Анна Мария Мартинес за последние годы прописалась в Лирик-опере. После совместного с Пласидо Доминго концерта в Равинии певица исполнила партии Недды в опере “Паяцы” (2008-09, с Владимиром Галузиным), Маргариты в “Фаусте” (2009-10), Мими в “Богеме” (2012-13)… В Чикаго она поет в каждом сезоне, а в этом – даже две партии (вторая – Русалка в одноименной опере А.Дворжака).
А вот для итальянского лирического тенора Антонио Поли выступление в партии Кассио станет дебютом на американской оперной сцене. После победы на престижном вокальном конкурсе Hans Gabor Belvedere в Вене в 2010 году карьера Поли развивается стремительно. “Ромео и Джульетта” Г.Берлиоза с В.Гергиевым в Мадриде, “Макбет” на Зальцбургском фестивале и “Набукко” в Риме (обеими операми дирижировал Р.Мути), “Петрушка” И.Стравинского с оркестром Концертгебоу в Амстердаме. В планах у певца на 2013 год – Фентон в “Фальстафе” в Ла Скала и на Глайндбурнском оперном фестивале.
Для немецкого баса-баритона Фалька Штрукмана партия Яго – вторая роль на сцене Лирик-оперы. Он пел Яго в паре с Ботой в Метрополитен-опере в начале этого сезона. Все те, кто смотрят оперы в кино, могли увидеть эту постановку. А в Чикаго Штрукман дебютировал почти десять лет назад в “Фиделио” (2004-05). В этом сезоне певец исполняет партии Вотана в “Кольце нибелунгов” в Гамбурге, Амфортаса в “Парсифале” и Яго в Вене, Колонну в “Риенци” Вагнера во Франкфурте, Скарпиа в Бильбао.
Еще один дебютант – бывший музыкальный руководитель Венского симфонического оркестра радио и Театра дель Лисео в Барселоне, французский дирижер Бертран Де Билли.
Лирик-опера посвящает “Отелло” многолетнему музыкальному руководителю театра, итальянскому дирижеру Бруно Бартолетти и одному из самых блистательных баритонов XX века Тито Гобби.
Великий Тито Гобби исполнил в первом сезоне Лирик-оперы 1954-55 годов три партии: Фигаро (“Севильский цирюльник” Д.Россини), Жермона (“Травиата” Дж.Верди) и Скарпиа (“Тоска” Дж.Пуччини). Во многом благодаря его рекомендациям в Чикаго выступало так много мировых оперных звезд. Он помогал в выборе певцов, в выборе репертуара. Бывший генеральный директор театра Уильям Мэйсон называл Тито Гобби “крестным отцом” Лирик-оперы.
По рекомендации певца в 1956 году в опере Верди “Трубадур” за дирижерский пульт впервые встал молодой дирижер из Флоренции Бруно Бартолетти. Вот как он вспоминает о первых годах дирижирования в Лирик-опере: “Состав исполнителей был просто фантастическим, но не было достаточно репетиций. Проблема была в постановочном решении. Постановки были никакие. Режиссер в то время напоминал полицейского на улице. Он говорил только: “Иди влево. Стань справа”.
При Бартолетти была положена традиция четырех-шестинедельного репетиционного процесса перед каждой постановкой. Вскоре Бруно Бартолетти стал ключевой фигурой Лирик-оперы. Он подбирал солистов и определял репертуарную политику театра. С 1964 по 1975 годы Бартолетти делил функции артистического директора с Пино Донати. (Не знавший английского, этот итальянский композитор и дирижер тоже сыграл огромную роль в развитии театра.) С 1975 по 1999 годы Бартолетти был единоличным артистическим директором Лирик-оперы, с 1999 по 2007 годы занимал пост почетного артистического директора театра. Он умер 9 июня этого года во Флоренции в возрасте восьмидесяти семи лет.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Лирик-оперы
Фото 2. Йохан Бота – Отелло. Метрополитен-опера. Фото Кена Ховарда
Фото 3. Анна Мария Мартинес. Фото Эрика Маходе
Фото 4. Бруно Бартолетти. Фото Дэна Реста